Московский газовый завод на курской - записки урбаниста. Арма

В Москве закрываются крупные заводы и фабрики. Это особенность нашего нового времени. Одни говорят, что крупным предприятиям не место в столице, другие говорят об упадке нашей промышленности в целом. Но факт остается фактом. Как правило крупные промышленные объекты располагаются на больших площадях. Огромные площади промзон причудливым образом распространены по карте Москвы и какое-то время назад было непонятно что там происходит вообще. Высокие заборы, а за заборами, если заглянуть, какие-то ржавеющие остовы оборудования и разрушающиеся от времени здания. Некоторые предприятия сейчас полностью стерты с лица города, так как пустующие площади не приносят чиновникам дохода. Так произошло с заводом ЗИЛ, например. Другим повезло больше. Как не странно это предприятия, отстроенные еще в начале прошлого века, чьи корпуса из красного кирпича построенные на века дошли до нас в довольно неплохом виде. Мода на лофты, на промышленный дизайн докатилась и до нашей страны. И вот теперь старые промзоны убрали свои высокие заборы, расчистили территории, привели фасады бывших заводов в порядок и теперь там бизнес-центры, рестораны и общественные пространства. Это очень круто. Одно из таких мест, это территория бывшего завода "Арма". Посмотрим на красоту промышленной архитектуры начала прошлого века.
1. Я тут ни разу не был, вернее как-то проходил мимо. Мимо потому, что тут кругом был забор. И сейчас тут пока еще не все подчистили. Пока еще можно насладиться такими вот пейзажами, характерными для "ржавого пояса".

2. Территория бывшего газового завода находится прямо у выхода из метро "Курская". Тот выход, который ведет в сторону Нижнего Сусального переулка. Собственно вот он. Раньше тут я помню была дорога и были запаркованы машинки, вдоль дороги стояли палатки и было довольно грязно. Теперь красота. Приятная пешеходная зона. Фасады домиков отчистили от слоев штукатурки до самого кирпича - очень красиво.

3. Посадили кусты, сделали газончики.

4. Неужели это Москва, неужели бывшая промзона? Как же круто сделали. Ведь как раньше делали "реновацию", если такое слово уместно, промышленных построек или просто старых домиков? Фасад не ремонтировался, менялись окна на белый пластик (очень было модно еще делать зеркальные стекла), а на стены вешался вентфасад из композита или керамогранита и все. Типа сделали красиво. При этом естественно вся архитектура здания сразу убивалась. Получались стандартные коробки, в которых нельзя даже угадать силуэт исторического здания.

5. Теперь в моде естественная красота. Конечно здания не остались в своем первоначальном виде, внутри все приспособлено под современные офисы, проведены коммуникации, но фасады по максимуму сохранены, окна хоть и новые, современные, но раскладка профиля старается быть приближена к изначальной.

6. Такой утилитарный, как кажется, стиль, стены из голого кирпича, эти все трубы или вот уже современные элементы - клумбы из ржавых листов стали. Все это очень круто и свежо смотрится сейчас, так как в Москве не так уж много осталось мест с целыми зонами архитектурно аутентичной застройки начала прошлого века. Сейчас их становится больше.

7. Виды тут и правда "не наши". Где-нибудь в Европе да, но это не похоже на Москву. В выходной, пока работающие в местных офисах отдыхают дома, сюда приходит довольно много народу, в основном молодежи, посидеть в кафешках, посидеть на лавочках под солнцем, и очень многие тут устраивают фотосессии.

8. Элементы прошлого оставили и это только добавляет колорита.

9. Прекрасные фасады. Не будет преувеличением, если я скажу, что обновленные таким образом бывшие промышленные зоны становятся новыми полюсами притяжения для горожан и для приезжающих в наш город. По сути появляются новые достопримечательности, которые вполне могут наполнить путеводители, приезжающих в Москву туристов.

10. Комплекс зданий газового завода - это памятник промышленной архитектуры XIX - начала XX века. Совершенно необычные круглые домики - это газгольдеры. Видел, что в Вене тоже из бывших газгольдеров сделали жилые дома - очень необычно наверное жить в круглом доме.

11. Навигация.

12. Черные профили витражей и окон очень круто сочетаются с кирпичом. Я так понял, что все таблички и вывески разных фирм и ресторанчиков тоже согласовываются с архитекторами этого комплекса, поэтому мы тут не видим никаких аляповатых вывесок, все сделано в едином, сдержанном стиле.

13. Даже те немногие современные элементы выглядят вполне себе уместно.

14. Красиво. Надстроили мансарду, понятно, надо максимально использовать площадь, квадратные метры - это деньги, но и это сделали очень аккуратно.Над мансардным этажом, как я понял еще один технический этаж с системами кондиционирования и вентиляции, судя по решеткам. Опять же все аккуратно, не стали просто ставить оборудование на кровлю.

15. Большая часть между зданиями отдана парковке, к сожалению она не подземная. Но все равно осталось место для елочек.

16. Элементы из прошлой жизни. Интересно, что это за шкала? Может она показывала степень наполненности резервуара?

17. Неподалеку здание "Мосгаза"

18.

19. Современный похоже корпус, но он тоже отлично вписывается в общую архитектуру.

20. Красота.

21. Очень понравилось.

22. На заднем плане тоже какой-то причудливый домик.

23.

24. Не всякий современный бизнес-центр может похвастаться таким крутым, актуальным дизайном.

25. Немного жаль, что, как я уже говорил, бОльшая часть всей площади, вокруг корпусов занята парковкой. Пока у нас еще нет тренда строить подземную парковку, а вверху сделать пространство для пешеходов.

26. Домики видимо были не в лучшей форме и видно, что кое-где кирпичи новые.

27. Неплохие названия.

28. Красиво. Очень крутое место. Надо будет сюда придти летом.

29. Скамеечки. Плиточка ровно положена. Неожиданно, когда благоустройством занимается частная контора, то и спрос со строителей выше.

30.

31. А еще тут есть отличный магазин и кафешка с пироженками от "Венского цеха" - рекомендую, очень вкусно, и, как не странно, все сделано без страшных ингридиентов, которые обычно пихают в кондитерские изделия, тут из натурального сырья.

В Нижнем Сусальном переулке, позади Курского вокзала располагается один из наиболее целостных ансамблей промышленной застройки в Москве. Это бывший Газовый завод, построенный в XIX веке для газового освещения города. Ещё недавно судьба сооружений из красного кирпича вызывала тревогу, поскольку их ценность подвергалась сомнению нынешними владельцами и государственными инстанциями. Однако благодаря упорству защитников наследия большую часть зданий удалось отстоять, и сейчас территория завода преображается.

К сожалению, надеждам создать здесь кластер творческих видов деятельности, дополняющий соседствующие Винзавод и Artplay пока не суждено осуществиться, так как владельцы предпочли галереям, мастерским и клубам офисы.

Формирование ансамбля проходило в несколько этапов. Самый древний «пласт» относится к 1865 г., от него сохранились два двухэтажных корпуса для контор и проживания рабочих (архитектор Фёдор Дмитриев), выстроенных по линии Нижнего Сусального переулка, а также четыре кирпичных газгольдера высотой 20 метров, глубиной 10, и по 40 метров в диаметре (архитектор Рудольф Бернгард). Сам газовый завод, занимавший пространство между газгольдерами и административным корпусом, не сохранился. На его месте в 1912 году техник Александр Константин Вольдемар Рооп выстроил шесть новых корпусов (аппаратное и ретортное отделения, аммиачный завод, сооружения для очистки газа от примесей, завод счётчиков, завод водяного газа) и пятый ещё один газгольдер меньшего размера. Наконец, в конце 1920-х и начале 30-х возвели ещё несколько вспомогательных строений, а также крупное здание газогенератора (архитектор Николай Морозов).

03. Газгольдеры (1860-е гг., архитектор Рудольф Бернгард). Они не так велики, как, скажем, хорошо всем известные венские газометры, зато наши, московские.

04. Ретортное и аппаратное отделение (1912 г., проект: Александр Константин Вольдемар Рооп)

05. Здание для производства водяного газа (1912 г., проект: Александр Константин Вольдемар Рооп)

07. К концу советской власти территория завода пришла в полное запустение. 1990 год

09. Проект Марины Асадовой и её коллег (Моспроект-4) 2005 года: четыре газгольдера, а также ещё восемь фабричных корпусов планировалось сохранить и приспособить под новые функции.

10. Альтернативный проект Сергея Ткаченко (2009-2010 гг.) предусматривал полный снос всей промышленной застройки за исключением газгольдеров.

11. Но тут грянул кризис, денег сильно поубавилось, и владельцам завода пришлось искать более интеллигентные формы редевелопмента. Проект, который сейчас осуществляется, разработан Алексеем Медведевым и его коллегами из компании «Сергей Киселёв и партнёры». Большая часть сооружений XIX – начала ХХ века сохраняется, однако судьба остальных построек остаётся неясной.

photo: © Vasily Baburov (2015)

13. К сожалению, при реконструкции не удалось сохранить перекрытия одного из газгольдеров (на фото он средний), авторство которого, возможно, принадлежит Владимиру Шухову.

photo: © Vasily Baburov (2015)

14. Новый офисный корпус справа – проект Алексея Медведева и его коллег.

photo: © Vasily Baburov (2015)

15. Не все здания ещё реконструированы.

photo: © Vasily Baburov (2015)

18. На заднем плане – аппаратное отделение 1912 года (арх. Рооп)

photo: © Vasily Baburov (2015)

21. Интерьер одного из офисов внутри газгольдера. Уютно.

photo: © Vasily Baburov (2015)

22. Аппаратное 1912 года (арх. Рооп)

photo: © Vasily Baburov (2015)

24. Ретортное и аппаратное отделение 1912 года (арх. Рооп)

photo: © Vasily Baburov (2015)

photo: © Vasily Baburov (2015)

27. Новое офисное здание (арх. А.Медведев и др.)

photo: © Vasily Baburov (2015)

Бывший Московский газовый завод в Нижнем Сусальном переулке, 5 является памятником архитектуры излома XIX-XX веков и относится к лучшим образцам промышленной застройки в Москве.

К строительству завода приступили в 1865-м, после того, как Английское общество обеспечения освещения города Москвы так называемым текучим газом выиграло на открытом конкурсе и получило концессию на возведение в Первопрестольной столице первого газоперерабатывающего завода, получающего газ по технологии сухой перегонки угля. Кроме этого, контрактом предусматривалась прокладка газовых труб к уличным фонарям и установка на улицах газовых светильников.

Фото 1. Нижний Сусальный переулок, владение 5 в городе Москве

Стоит отметить, что Мосгордума заключила поистине выгодный контракт с Английским обществом, которое представляли инженер Гольдсмит и предприниматель Букье. Согласно договору, подписанному на 30 лет, плата за уличный фонарь составляла 14,5 рубля в год, причем, светить он должен был 2000 часов ежегодно.

Каменный уголь для перегонки намеревались везти из Туманного Альбиона - Великобритании.


Фото 2. Начало строительства Московского газового завода

История становления завода и газового хозяйства Москвы

В первую очередь в нынешнем Нижнем Сусальном переулке, №5 возвели конторский корпус и здание для проживания рабочих (проект зодчего Федора Дмитриева), а затем приступили к строительству газгольдеров по проекту профессора столичного Инженерного института Рудольфа Богдановича Бернгарда. Сами газгольдеры представляли собой резервуары под 20 метров в высоту, 40 в диаметре и заглубленные на 10 метров.


Первое пробное освещение было произведено на в том же 1865 году, 25 декабря. Спустя два дня – 27 декабря – провели торжественное действо по началу «газификации» города Москвы. Мероприятие прошло рядом с московского , где был зажжен газовый фонарь.

Спустя три года на улицах Первопрестольной было установлено 3000 газовых уличных светильников.


К 1893 году на территории огромного комплекса Газового завода возвели необходимые производственные корпуса, которые размещались симметрично резервуарам-хранилищам газа и административному корпусу. Проекты исполнили архитекторы , Михаил Петрович Степанов, Александр Константинович Рооп и Николай Павлович Милюков.

К сожалению, вендорная компания несла огромные убытки из-за того, что москвичи, в большинстве своем, не хотели проводить в дома газ. Поводом служили слухи о его вреде для здоровья, а потому обыватели предпочитали обходиться привычными свечками.


Наконец, в 1905 Газовый завод, размещенный в Нижнем Сусальном, владение 5 переходит городу, как и магистральные трубопроводы, которые к тому периоду оказались сильно изношеными и давали утечку текучего газа, доходяшую до четверти его общего производства.

В 1911 году Мосгордума своим решение выделяет на развитие завода и газового хозяйства 4 млн. рублей. На эти средства, для увеличения объемов выпускаемого газа, возвели 6 производственных корпусов, а также дополнительный газгольдер. К работам был привлечен инженер , который выполнил проект перекрытий цехов и производств: очистного, водяного газа, электростанции, аппаратного и ретортного, холодильника и регулирующего газгольдера.

Путеводитель по архитектурным стилям

А в 1865 столица решила ввести газовое освещение. Тогда Московская Городская Дума заключила контракт с голландским предпринимателем А. Букье и британским инженером Н.Д. Гольдсмитом о строительстве завода и газификации города из-за выгодных цен: 14 рублей 50 копеек за один уличный фонарь, горящий ежегодно 2 000 часов. Уголь для получения газа доставляли из Великобритании.

Через 3 года в Москве было уже более 3 000 фонарей, но компания-вендор несла убытки, так как люди не хотели подключать дома к газовой сети из-за слухов о вреде газа для здоровья. Только в 1905 году газовый завод перешел к городу.

Коммуникации к тому времени были запущены: трубы давали утечку газа до четверти от годового расхода. Поэтому Городская Дума выделила на развитие и переустройство завода 4 миллиона рублей.

В 1940-х годах московский газовый завод перепрофилировали сначала на производство ракетных сопл, затем на выпуск газового оборудования (плит и счетчиков), а затем на изготовление газозапорной арматуры. За это время корпуса завода обросли пристройками, а в некоторых газгольдерах прорубили окна и сделали перекрытия. В 2002 году производство остановилось, а площади сдали в аренду.

Сейчас здесь бизнес-центр АРМА. На территории сохранились старинные газгольдеры по проекту Рудольфа Бернгардта (хранилища для избыточного газа и аварийного запаса из-за неравномерного потребления в течение года). Сейчас такие наземные газгольдеры уже не строят.

В пяти минутах ходьбы от Садового кольца, за путями Курского вокзала расположен интереснейший памятник промышленной архитектуры 19 века – Московский газовый завод, бывший завод Общества освещения Москвы текучим газом. Это место обладает огромным реконструктивным потенциалом, несмотря на то, что его освоение будет весьма непростой задачей.
В мировой практике есть примеры сохранения и развития аналогичных объектов, превращения их в важнейшие узлы городской жизни (Например – комплекс «Газометр» в Вене, полностью преобразивший промышленный район на окраине города). Реконструкция Газового завода на Курской – вопрос недалёкого будущего. Среди предлагавшихся в последние годы проектов были и те, которые предлагали сохранение и обустройство уникального комплекса, и те, что подразумевали новое строительство с сохранением одного-двух старинных зданий. Не определена и новая функция территории – обсуждается возможность создания крупного культурного центра, аналогичного соседнему «Винзаводу», либо строительство очередного офисного комплекса.

В 1861 году майнцский купец Дитрих и петербургские купцы Сименс и Гальске обратились к Московскому генерал-губернатору с предложением об устройстве в городе газового освещения. Торги на концессию выиграло «Английское Общество освещения города Москвы текучим газом».

В 1865 году Общество выкупила часть огородов Кобыльской слободы на берегу речки Черногрязки, к югу от Нижнего Сусального переулка. Первыми заводскими постройками стали корпуса по производству газа из кокса. По линии Нижнего Сусального переулка были выстроены два двухэтажных корпуса для контор и проживания рабочих (архитектор Фёдор Дмитриев). Тогда же архитектором Рудольфом Бернгардом по задней границе участка были построены четыре кирпичных газгольдера высотой 20 метров, глубиной 10, и по 40 метров в диаметре. Сам газовый завод был выстроен между газгольдерами и административным корпусом, представлял собою единое, симметричное в плане сооружение, состоявшее из нескольких цехов.

И в 1868 году в Москве зажглись три тысячи газовых фонарей.

В 1888 году Английская компания передала концессию Генеральному Французскому и Континентальному Обществу освещения, а в 1905 году, по истечении срока контракта, завод перешёл к городу. В 1912 году начались работы по строительству новых корпусов с целью увеличения мощности завода. Старое здание было снесено ровно по линии симметрии, после чего техником Александром Константином Вольдемаром Рооп выстроено шесть новых корпусов (аппаратное и ретортное отделения, аммиачный завод, сооружения для очистки газа от примесей, завод счётчиков, завод водяного газа) и ещё один небольшой газгольдер. Также был перестроен один из конторских корпусов по переулку.

В пояснительной записке к проекту схема действия завода объясняется следующим образом:
«Для приёмки выработанного водяного газа служит здание, подземная часть которого является бассейном, наполненным водой. В этот бассейн погружен однотелескопический железный газгольдер, который наполняется выработанным газом. Из газгольдера газ подаётся в очистные здания, где он вместе с каменноугольным газом, идущим из существующего завода, очищается в специальных ящиках от серы. Из очистного здания водяной и каменноугольный газ поступают в здания счётчиков и регуляторов, где они сосчитываются и направляются в газгольдеры, где газы смешиваются и уже смешанные поступают обратно в здание.»

В конце 1920-х и начале 30-х выстроен ряд вспомогательных строений, а также крупное здание газогенератора (архитектор Николай Морозов). Но после ввода в строй газопровода Саратов-Москва в 1946 году производительность завода резко снизилась. Основной его функцией стало производство тугоплавких газовых горелок, в том числе и ракетных сопл. Пол генплану Москвы 1971 года завод был включён в число предприятий, выводимых за пределы города. Тогда же его территория была разделена на несколько владений.

В данный момент на территории завода происходит весьма любопытная культурная жизнь – от репетиционных баз с малолетними панками до нескольких закрытых клубов высшей категории. Как пишет «Большой город»: «Гиблое место на задах Курского вокзала стало преображаться по берлинско-лондонской системе». Архитекторы Творческого Объединения «Газгольдер» создали план реконструкции завода, оставляющий все исторические здания в их неприкосновенности и предполагающий «что в скором времени здания завода будут полностью заняты художниками, музыкантами, дизайнерами, архитекторами и прочим творческим народом, то есть возникнет район, подобные которому существуют во всем мире, - например, Сохо, Челси - но у нас пока нет.»

Одновременно разрабатываются варианты переоборудования завода под крупный бизнес-центр. Понятно, что в этом случае трансформация исторической среды будет не в пример ощутимее. Как бы там ни было, скоро эту удивительную территорию ожидают серьёзные перемены.

«Наибольшей ценностью обладают здания четырёх газгольдеров, уникальные по своей конструкции сооружения, которые отличаются мощной пластикой фасадов, оригинальной цилиндрической формой и представляют собой значительные доминанты.
За советский период интерьеры и фасады газгольдеров претерпели изменения и утраты, сохранился почти полностью только корпус №17. Он обладает уникальной пространственной конструкцией перекрытия цилиндра диаметром в 40 метров. Полагаем целесообразным предложить к сохранению свободное пространство интерьера данного сооружения…

Интерьеры трёх других газгольдеров, в силу сложности воссоздания исторического перекрытия, могут быть изменены с восстановлением оконных проёмов по рисунку административного корпуса 1895 года.

Важными элементами исторической застройки, отличающимися средовой и пластической выразительностью, являются производственные здания, выстроенные в предреволюционные годы по проекту архитектора Роопа. Богатство фасадного декора, изысканные пропорции, свободная планировка этих сооружений дают возможность увидеть воочию удивительные образцы промышленной архитектуры, когда функция и технология не превалировали над архитектурным образом. При реконструктивных работах необходимо предусмотреть максимальное использование исторических объёмов и деталей.