Съедобные дикорастущие растения: рецепты приготовления. Растения и деревья зимой: описание их жизни, как растения готовятся к зиме, красивые фото Как растение готовится к зиме

«Как живут растения зимой?»

Игровое занятие для детей средней группы

Цель:

Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям.
Задачи:

Уточнить представления детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;

Учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей;

Продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки товарищей;

Развивать у детей умение восстанавливать целостный образ по отдельным моделям;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира.

Организационный момент:

Внести в группу паровоз. Предложить детям прогулку на поезде к опушке леса.

Загудел паровоз

И вагончики повёз.

Чох-чох, чу-чу

Я далёко укачу.

«Подъезжают» к картине с изображением зимнего пейзажа.

Воспитатель: ребята, какое время года изображено на картине?

Зима.

Воспитатель: - – Как мы узнаем зиму?

Зимой бывает холодно, земля покрыта снегом. Вода в речке, озере замёрзла, образовался лёд. Люди одеты тепло, в зимнюю одежду. Лиственные деревья стоят без листьев, а на хвойных - остаются иголки. Небо часто бывает серым, на нём облака, тучи, из которых идет снег.

Воспитатель: Что можно еще рассказать о зиме? (составление рассказов по моделям времена года)

Воспитатель: Зимушка-Зима приходит к нам в гости каждый год. Если посмотреть в окно, то можно ее увидеть. Если выйти на улицу, можно почувствовать, какая она. Ребята, я вас приглашаю пойти в глубь леса.

Физкульминутка

Удобно ли идти в лес пешком по снегу? Почему? Что можно придумать? (одеть лыжи).

Мы пришли в зимний лес, (ходьба по комнате).

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками).

Справа - берёзка в шубке стоит, (руки отводят вправо).

Слева - ёлка на нас глядит (то же влево).

Снежинки в небе кружатся (движения "фонарики").

На землю красиво ложатся. (кружась приседают).

Воспитатель подходит к Березе. - Как пусто стало в зимнем лесу! Какая грустная стоит Береза? Я сейчас её украшу, пришью ей листочки. Береза зазеленеет, и все вокруг станет веселым и красивым!

Береза: (воспитатель говорит от имени березы). Ты, что тут делаешь, несмышленыш-ш-ш? (Потягивается со скрипом, зевает.)

Воспитатель: - Я не хотела вас будить. Я вам листочки подклеиваю, а то последние проспите!

Береза: - Эх, вы! Я к зиме свои дела – заботы закончила, пора и отдохнуть. А сейчас дни короткие, света мало. Значит, пора деревьям спать!

Воспитатель: - Что же вы всю зиму спите, не едите, не пьете? Как же вы живете? Как зиму зимуете?

Береза. - Я ни есть, ни пить не хочу! Меня в сон клонит! Зимой так спится – благодать! Зимой мы, деревья, не растем, не цветем! (засыпает )

Воспитатель. - Эй! Береза! Я хочу спросить: может все-таки лучше, если бы листья остались? Они хоть и сухие, желтые, но с ними дерево гораздо красивее!

Берёза: - Нет! Зимой нам не до красоты! Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести. А так упадут листья на землю и корни от мороза укроют. (засыпает)

Воспитатель: А я-то думала, что листья осенний злой ветер срывает – сбрасывает. А на каких еще деревья листья опадают? (осина, рябина, черемуха) А почему же листья не на всех деревьях опадают? Почему же на Ели иголки остаются? Может, Ель зимой не спит? Эй, Елка - зеленые иголки?! Нет, и она спит!

Ель: - Да и мы, Ели, спим зимой. А иголки – хвоинки для нас то - же самое, что для других деревьев листья. А иголок на елках гораздо больше, чем на самом раскидистом дереве листьев. Сбрось я сейчас свой колючий наряд, то чтобы мне вновь одеться густой хвоей всей весны не хватит!

Воспитатель :- А кто еще не сбрасывает листья (сосна, кедр). - Ребята, какие растения можно встретить зимой в лесу? У меня на столе лежат картинки разных растений. Отберите те, которые можно встретить зимой.

Д/игра «Что растёт зимой в лесу»

(пока играет музыка, дети изображают ходьбу по сугробам. Затем берут карточки и выкладывают на наборное полотно. Растения, которые встречаются зимой (деревья) – возле картины с изображением зимы, остальные к картине - лето).

Воспитатель: - Почему же растения не цветут зимой?

Дети: - Зимой холодно, мало света. Почва замёрзла, нет влаги.

Воспитатель: – Что же нужно всем растениям? (Свет, тепло, влага, почва)

Воспитатель выставляет модели с изображением потребностей растений.

Воспитатель: - Жалко деревья, которые мёрзнут в лесу. Ребята, давайте нарисуем большое солнышко, чтобы стало теплее, и поскорее наступила весна.

Коллективное рисование.

На листе ватмана нарисован большой желтый круг. Дети кистями рук рисуют лучики солнца.

Игра (эмпатия)

Вокруг себя повернитесь –

И в деревья превратитесь!

Наши ноги – это корни

Наше туловище –ствол

Наши руки – это ветви

Звучит музыка.

Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели листья на деревьях (дети шевелят пальчиками). Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки (Дети шевелят кистями рук) Совсем испортилась погода, сильный ветер, раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону) Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. Пусть деревья станут ребятами.

Воспитатель: - На этом наше путешествие в зимний лес подошло к концу.

Итог: - Растения зимой не погибают, а просто засыпают. Когда осенью облетели листья, с наступлением холодов, на растениях остались почки. Жизнь растений спрятана в них.

Я приготовила для вас веточки с деревьев, но с каких, я не знаю. Мы поставим их в воду и, когда распустятся листочки, мы с вами узнаем, что это за дерево.


by Записки Дикой Хозяйки

Многие начинающие огородники и не подозревают, что с грядок или вдоль забора выпалывают сорняки, которые являются не только съедобными, но, самое главное, - весьма полезными лекарственными и пищевыми растениями. Когда-то такие травы широко применялись в кулинарии в качестве дополнительной овощной зелени, а в сегодня их незаслуженно вытеснили из нашего рациона.

Полезные свойства съедобных дикорастущих растений, как правило, уникальны и значительно превосходят по спектру действия культурные растения. Дикорастущие травы за много лет борьбы за выживание выработали особенные механизмы развития, благодаря которым они стали устойчивыми к болезням, вредителям и неблагоприятным условиям.

Дикорастущие съедобные растения особенно актуальны весной в момент, когда наш организм, "измученный" авитаминозом, настойчиво требует витаминов. К тому же блюда, приготовленные из съедобных дикорастущих растений, порой, ничем не уступают тем, которые приготовлены из растений, выращенных на своем огороде.

Одуванчик

Одуванчик – это маленький желтый лекарь, который содержит в себе золотой запас многих полезных элементов таблицы Менделеева: калий, кальций, натрий, марганец, магний, алюминий, железо, медь и витамины А, С, F и группу В. Целебные свойства одуванчика находятся во всех его частях - цветках, корнях и листьях, поэтому и в пищу его употребляют целиком - от корешка до цветка в свежем, маринованном и сушеном виде. Готовят из одуванчика множество разнообразных блюд. Из цветков делают вино, мед и варят варенье, свежие листья применяют для салатов, а из сушеных заваривают чай.

Рецепт варенья из одуванчиков

Из 300 штук желтых цветов одуванчика без стеблей, 1,5 стаканов воды и 6 стаканов сахара сварите сироп в течении 20 минут. Затем добавьте выжатый сок из половины лимона, 0,5 чайной ложки лимонной кислоты и еще поварите 10 минут.

Сваренную массу уберите с огня и оставьте на 24 часа. По истечении этого времени отожмите массу через марлю и поставьте ее вариться еще на 20 минут. Когда цвет массы будет прозрачно-желтый, варенье готово.

Клевер

Клевер - неприхотливый цветочек, который распускается одним из первых иных дикорастущих трав. Кроме того, что он симпатично цветет, клевер скрывает в себе много полезных свойств. Врачи-диетологи считают, что клевер - очень ценное диетическое растение. Его соцветия и листья содержат много витаминов С, Е, группу B, каротина, флавоноидов, минеральных веществ и салициловой кислоты. Клевер улучшает поступление кислорода в ткани и хорошо стимулирует кроветворные процессы. Кроме этого он понижает содержание холестерина и активизирует обмен веществ.

Рецепт хлебного супа с клевером

Смешайте следующие компоненты: 3 столовых ложки порезанных стеблей, цветков и листьев клевера, 200 грамм чёрствого хлеба (белого или черного), 1 литр кипяченой питьевой воды, 2 столовых ложки порезанного зелёного лука, 3 столовых ложки растительного рафинированного масла и соль. Прокипятите суп 2 минуты и подавайте к столу

Подорожник

Подорожник растет на обочине у дорог, в степях и на пустынных лугах вблизи жилья. Его листья собирают на протяжении всего лета. Однако заготавливать это растение рекомендуют именно в июне, так как к этому времени в нем накопится полный ряд витаминов и полезных веществ. Собранное растение сушат под навесами на свежем воздухе, время от времени перемешивая сырье, которое можно хранить на протяжении 3 лет.

Готовят из подорожника супы, его добавляют в тесто для оладий, пирожков, лепёшек и иной несладкой выпечки. Вкус блюд подорожник ни в коем случае не испортит, но точно добавит блюдам пользы.

Рецепт щей с подорожником

150 грамм промытых листьев подорожника положите на 3 минуты в кипящую воду, откиньте на сито, прокрутите через мясорубку и тушите в масле 10-15 минут. В кипящую воду положите тушеный подорожник, одну пассерованную репчатую луковицу, одну обжаренную натертую на терке морковь, измельченную петрушку, зеленый лук и варите все 20-25 минут. За 10 минут до готовности добавьте 50 грамм щавеля, специи и сметану.

Лебеда

Лебеда - это источник нерастворимой и растворимой клетчатки, витаминов С, B1, железа и кальция. Содержащиеся в ней минералы и витамины участвуют во многих обменных процессах организма и предотвращают развитие некоторых заболеваний.

Употреблять в лебеде можно и листья, и зерна, из которых готовят большое количество самых разных первых, вторых и даже десертных блюд. Кроме этого из её листьев заваривают чай, который помогает при охриплости голоса, кашле, запорах и простудах.

Рецепт котлет из лебеды

В подсоленную кипящую воду положите 165 грамм мелко нарезанной лебеды и 25 грамм овсяной крупы. Сварите кашу до готовности, охладите, сформируйте котлеты, которые поджарьте на растительном масле.

Тысячелистник

Листья тысячелистника начинают отрастать очень ранней весной. Однако они долго остаются в виде розетки, и только с мая поднимается крепкий стебель, на верхушке которого расположена плоская шапка с мелкими белыми цветочками.

В составе тысячелистника обнаружены эфирные масла, дубильные вещества, флавоноиды, фитонциды, сапонины, смолы, алкалоиды, полисахариды, органические кислоты, каротин, а также витамины С и К. Помимо этого в его состав входят: калий, кальций, селен, магний, бор, цинк, молибден и медь.

В пищу у тысячелистника используют цветки, листья и молодые побеги. Свежую зелень можно добавлять к рыбным, мясным блюдам и в салаты. Отвары используют в тесте и компотах. Сушеные цветы и листья применяют для приготовления настоек, ликеров, вин, кваса, желе и муссов.

Рецепт борща с тысячелистником

В 500 мл мясного бульона сварите 10 г свеклы, 100 г капусты 25 г картофеля. За 5 минут до готовности положите 10 г нарезанных бланшированных листьев тысячелистника. Заправьте борщ пассированной морковью (70 г) и репчатым луком (50 г). Перед подачей в тарелки кладите сваренное вкрутую яйцо, 25 г сметаны, зелень укропа и петрушки.

Лопух

Растет лопух повсеместно - на пустырях, во дворах, огородах, по оврагам. Из него готовят препараты, которые рекомендуют при мочекаменной болезни, сахарном диабете, как мочегонное, антитоксическое и ранозаживляющее средство. В терапии лопух применяют для лечения артритов, артрозов, при подагре и ревматизме. Молодые листья лопуха вполне пригодны для приготовления салатов, а корни употребляют в супах вместо картофеля.

Рецепт лопуха по-корейски

Чтобы удалить специфический запах лопуха, замочите на 12 часов в холодной воде срезанные зеленые его ростки с не распустившимися листьями, высота которых 30 см (500 г). Затем в течение 20 минут прокипятите их в подсоленной воде, откиньте на дуршлаг, снимите со стеблей кожицу, порежьте кусочками по 5 см и отправьте в кипящее растительное рафинированное масло.

Когда кусочки съежатся, выньте их, поперчите, посолите, добавьте соевый соус, присыпьте семенами кунжута, добавьте 2 зубка истолченного чеснока, 1/4 нашинкованной луковицы и тушите до готовности.

Присматривайтесь к "родным" сорнякам - возможно где-то на вашем участке стоит оставить естественную грядку с такими съедобными растениями.

Это самое холодное время года.
Зимние месяцы - декабрь, январь и февраль.
Декабрь - от латинского «децем», что означает «десять», т.к. декабрь у римлян был десятым месяцем.
Другие названия декабря: студень, стужайло, ветрозим, лютовей, зимник.


В декабре, на 21-22 декабря, приходится самый короткий световой день и самая длинная ночь - это время зимнего солнцестояния.
Декабрь год заканчивает и зиму начинает.
Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.

Январь - от латинского слова «януариус», в честь двуликого бога солнца и ветра Януса, который охранял время, входы и выходы, ведал началом человеческой жизни.

Другие названия января: снежень, снеговик, огневик, просинец, щипун, трескун, студень, ледовик, сечень (потому что средний месяц зимы сечет ее пополам и отсекает прожитый год от наступившего).

Январь - начало года и зимы середина.
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет.
Январь - зимы государь.

Февраль - от латинского «фебруарис», что означает «очищение». Очищение перед тем, как природа снова возродится.

Другие названия февраля: бокогрей (потому что февральское солнце греет только повернутый к нему бок, а другой - мерзнет), вьюговей (из-за частых морозов и метелей), межень (условная межа между зимой и весной).

Февраль - самый короткий месяц в году. Февральские дни - солнечные, светлые, но холодные и морозные. В феврале уже заметно прибавляется день.

Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
Февраль три часа дня прибавит.

Какие изменения происходят в неживой природе зимой?

С наступлением зимы становится все, холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи.

Это происходит потому, что солнце в это время года находится низко над землей и не прогревает землю. Холодный воздух приносит тучи, в которых капельки дождя под действием холода превращаются в снежинки.

В безветренную погоду снежинки падают на землю спокойно, но стоит подуть ветру, как поднимается снежная метель , оставляя после себя заносы и сугробы.

Зимой бывают сильные морозы. В такую погоду снег становится рыхлым и скрипучим.

Иногда зимой теплые воздушные течения доходят до заснеженных мест и немного повышают температуру воздуха. Наступает оттепель — теплые солнечные дни, во время которых снег становится мягким, и из него можно лепить снежки и снеговиков.

Белая, узорная
Звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку!
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

Верхний слой воды в водоемах — речках, озерах, прудах и ручьях — промерзает и покрывается толстым слоем льда.

В конце зимы, когда солнце прогревает крыши, снег начинает таять, но мороз успевает превратить воду в сосульки.

В оттепель, когда стекла окон покрываются тонким слоем воды, мороз образует на них фантастические узоры. Это тонкий слой льда, который состоит из мельчайших кристалликов, сложенных в причудливые формы.

Каким бывает снег и лед?

Иногда ветки деревьев, телефонные провода, антенны на крышах домов покрываются изморозью — пушистым снегом.
Снег и лед легче воды, поэтому весной льдины и снежные сугробы плывут по реке, пока не растают и не превратятся в воду.
Хрупкий, прозрачный лед и рыхлый, сыпучий снег под действием тепла превращаются в воду, а вода под действием холода превращается в лед и снег.

Растения зимой

В конце зимы в неживой природе происходят новые изменения. Солнце выше поднимается над землей, светит ярче и чаще показывается из-за туч. Хотя морозы еще не ослабевают, но в солнечные дни снег уже начинает подтаивать.
За ночь подтаявший снег снова замерзает, и к утру появляется наст — плотная ледяная корка.

Снег покрывает землю толстым ковром, под которым, несмотря на холод, продолжается жизнь.
Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Если измерить температуру воздуха над снегом и под снегом, на почве, то она будет сильно отличаться.
Над снегом термометр показывает 40° мороза, а на почве — всего 10° мороза. Даже если толщина снега небольшая, всего 10 сантиметров, температура на почве будет на 15—20° выше, чем над снегом.
Вот почему такие травянистые растения, как земляника, засыпанные снегом, не погибают и даже продолжают расти. Под снегом зимуют пшеница, земляника, клюква, рожь.
Снежное одеяло согревает не только растения, но и животных, которые добывают себе пищу, проделывая в снегу тоннели. В основном, это мыши. Они питаются семенами растений, укрытых снегом. Берлоги медведей, норы барсуков и ежей тоже занесены снегом, который сохраняет в них тепло.

Большинство растений заранее готовятся к зиме. Осенью некоторые травянистые растения, увядая, оставляют на почве свои семена. Из них весной вырастут новые травы.
Растения, размножающиеся клубнями, луковицами и корневищами, остаются в почве под снежным одеялом. Некоторые из них, например, гусиный лук, хохлатка, ветреница дубравная, продолжают расти и зеленеть даже под снегом, а с приходом тепла расцветают.
Хвойные растения зимуют с зелеными листьями. На них всю зиму сохраняются шишки. Остаются плоды и на других растениях — клене, акации, рябине, шиповнике, бузине.
Деревья и кустарники, скованные холодом, впадают в зимний сон. Но несмотря на то, что почти все деревья на зиму сбросили листья, на их ветках остаются почки.
Уже в конце января на вербе почки увеличиваются. Внутри почки находятся маленькие зеленые листья. Снаружи почки покрыты темными чешуйками. Когда почки увеличиваются, они сбрасывают чешуйки и покрываются светлым пушком.
Вот почему вербы к концу зимы стоят словно покрытые серебром.
Подрастают почки и на других деревьях. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.

Птицы зимой.

Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остались почки, плоды и семена.
Некоторые птицы, например, синицы и поползни, зимой пользуются запасами, которые они сделали еще осенью.
Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.
Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. После нескольких часов голодания некоторые птицы могут погибнуть.
Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой. Устраивайте кормушки в садах, парках и скверах.
Птицы прилетают к кормушкам и склевывают не только оставленные вами семена, зерна и хлебные крошки, но и насекомых-вредителей на расположенных рядом с кормушкой деревьях и кустарниках. Так птицы приносят большую пользу.
Если птицы постоянно будут находить корм в кормушках, то они будут прилетать к ним и летом, а значит, будут очищать деревья от вредителей весь год.

У серебряной дорожки,
Лишь наступит Новый го,
На высокой тонкой ножке
Чудо-елочка встает.

Это елка не простая,
И она не для ребят.
Возле елочки летая,
Птицы весело свистят.

Тут и дятел, и синицы,
Снегири, и воробей -
Все хотят повеселиться
Возле елочки своей!

Не блестят на ней игрушки
И не светится звезда,
Но зато для птиц кормушки
Мы повесили туда!

Прилетают птичьи стаи
К нам на елку в зимний сад,
И в саду не умолкая
Колокольчики звенят.
З.Александрова

Звери зимой

Зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и теплая шерсть.
Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Даже барсук, накопивший за осень достаточно жира и залегший в зимнюю спячку, иногда просыпается, чтобы поесть что-нибудь из своих запасов.
Не просыпается только медведь — ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко. Можно сказать, что он не спит, а дремлет, прислушиваясь ко всему, что происходит вокруг.
К концу зимы у медведицы появляются маленькие слепые медвежата. Медведица кормит их своим молоком. Только через месяц, весной, когда пригреет солнце, медвежата прозревают и выходят из берлоги играть и учиться добывать себе корм.
Не только зимний мороз, но и голод зверям не страшен. Они давно приспособились жить в зимних условиях и знают, что питание надо запасать еще с осени.
Могут зимой найти себе корм лисы, зайцы, лоси, волки. Основной зимний корм лисиц — мыши. Благодаря своему острому зрению, слуху и нюху лисица находит в день до 20 мышей.
Олени, лоси и зайцы зимой питаются корой деревьев и кустарников.
Это не такая питательная пища, как трава, поэтому люди подкармливают их сеном, ветками осины, ивы и солью.
Бурундук заготавливает на зиму до 10 килограммов орехов и хлебных зерен. Он приносит их в защечных мешках и прячет в своих кладовых.
Белка иногда так спрячет свои запасы, что потом не может их найти. Тогда ей приходится питаться семенами ели и сосны. Особенно ей нравятся семена из шишек ели: в них больше жира, чем в сосновых, и они намного питательней.
Маленький зверек полевка в теплые осенние дни приносит в свою норку разные зерна и семена и складывает их в отдельные норки.
Но некоторые звери не делают никаких запасов. Речной выдре они не нужны. В ледяной воде ей не холодно и всегда достаточно пищи. Она питается рыбой, лягушками, раками и водяными крысами. Рыбы зимой без труда находят корм, но они могут погибнуть от недостатка воздуха: через лед воздух не проходит. Рыбам становится трудно дышать, поэтому зимой во льду люди пробивают проруби. Чтобы вода вновь не замерзала, в прорубь кладут солому и посыпают ее снегом.

Домашние животные зимой

Домашние животные не ищут себе корм, об этом заботятся люди. Еще с лета фермеры готовят запасы силоса, сена, соломы, зерна.
Зимой коров, коз, овец, свиней держат в теплых помещениях, в которых следят за чистотой и здоровьем животных.
В это время у коров рождаются телята, у овец — ягнята, у свиней — поросята. Детеныши питаются материнским молоком до тех пор, пока их не переводят на заготовленный корм.

Зима в городе

Зима в городе отличается от зимы в лесу или в поле. Теплые здания, постройки, обилие транспорта, большое количество людей и ночное освещение повышают температуру воздуха в городе. Поэтому, кроме привычных для города воробьев, ворон и сорок, сейчас можно встретить оставшихся зимовать скворцов, галок, дроздов, дятлов, щеглов.
Ягоды на деревьях и кустарниках служат им прекрасным кормом, а чердаки становятся хорошими убежищами на всю зиму. Кроме того, птицы находят себе корм на городских свалках.
Зимой мелкие грызуны начинают перебираться поближе к жилью людей. В подвалах и тоннелях им тепло и всегда находится корм. А за мышами переселяются и их враги — хорьки, ласки, горностаи.
Промышленные предприятия сбрасывают в реки и пруды отработанные теплые воды, поэтому вода в таких реках не замерзает.

Труд людей зимой

Зимой люди заботятся о домашних животных. Несколько раз в день раздают корма, подают воду, убирают навоз. Получая хорошее питание, коровы и зимой дают молоко, а кролики, овцы и свиньи достаточное количество мяса.
На покрытых снегом полях работа не прекращается — идет подготовка к весеннему севу. На поля вывозится навоз, удобрения и проводятся работы по задержанию снега: устанавливаются щиты, пропахиваются глубокие борозды — весной в этих местах скапливается необходимая почве вода. Чем больше на полях влаги, тем богаче будет урожай.
В сельских мастерских готовят к весенним работам сеялки, трактора, культиваторы, бороны, плуги. Их надо проверить и отремонтировать.
В садах растения засыпают снегом, защищая их от морозов. Около плодовых деревьев надо уплотнить снег, чтобы к ним не пробрались мыши.
Зимой собирают богатые витаминами ягоды облепихи. Замерзшие ягоды опадают с веток после легкого постукивания по стволу.
В зернохранилищах следят за тем, чтобы в них была постоянная температура. Особенно это важно для семян хлебных растений. В овощехранилищах регулярно перебирают овощи, удаляя загнившие.
В городе, чтобы снег не мешал движению транспорта, специальные машины очищают дороги, трамвайные и железнодорожные пути. После оттепели дороги покрываются слоем льда, поэтому их посыпают песком.

Зима спешит, хлопочет,
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.

Белеют рукавицы
На веточках берез,
Чтоб им не простудиться,
Чтоб выдержать мороз.

Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.

Надолго и надежно
В реке скрепила лед.
Ходить по речке можно -
Иди к нам, Новый год!
О. Высотская.

Помоги другим! Жми

Конспект образовательной деятельности

Выполнил: воспитатель Воронцова Л.И.

МДОАУ № 114 г. Орска 2015 г.

Направление развития: познавательно-речевое

Доминирующая образовательная область: речевое развитие

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Деревья осенью готовятся к зиме»

Возрастная группа: старшая

Приемы руководства деятельностью детей:

Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

проблемная ситуация, организация решения проблемы через игровую деятельность детей.

Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:

план – схемы для составления описательного рассказа, использование ИКТ, АМО, мнемотехники, подвижная игра.

Приемы активизации практической деятельности детей:

проведение опытов, самостоятельное составление описательного рассказа по плану – схеме, участие в дидактических, подвижных играх.

Приемы поддержки интереса у детей:

проблемная ситуация, игры, поощрения, физминутка.

Приемы оценки и самооценки: поощрение, самостоятельная проверка выполненных игровых заданий с помощью плана - схемы.

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное», «физическое развитие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, составление описательного рассказа, опытно-исследовательская.

Планируемые результаты:

личностные: эмоционально реагирует на игровые ситуации, созданные педагогом, желает сотрудничества с педагогом и другими детьми, умеет самостоятельно действовать, любознательный, коммуникативный.

интеллектуальные: имеет представление о природных изменениях в жизнедеятельности деревьев, их назначении, умеет задавать и отвечать на вопросы распространенными предложениями, использовать средства интонационной выразительности, следить за правильным звукопроизношением, умеет формулировать свои мысли, внимательный, находчивый, инициативный;

физические: подвижный, активный.

Организация среды для проведения непосредственно образовательной деятельности детей: дети в роли сказочных персонажей Колобка и Лесовичка; корзинка с приметами осени, изображенными на картинках; макеты деревьев и листьев (дуба, клена, березы, тополя, ясеня, осины); магнитная доска; карточки математического содержания; ноутбук, презентация дидактической игры в формате Power Point на тему «Четвертый лишний», кусочки белой ткани; зеленые листья комнатного растения; кубики; картонные лист деревьев - все по количеству детей; мнемотаблица.

Предварительная работа: просмотр презентации в формате Power Point «Осенние приметы», «Какие бывают деревья», видеофильм «Как деревья готовятся к зиме», заучивание стихов об осени, деревьях, рассматривание иллюстраций на тему «Деревья осенью», гербария с осенними листьями, заучивание загадок об осени, деревьях, экскурсия с родителями в парк, лес, беседа о природных явлениях.

Цель: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.

Задачи воспитания:

Воспитывать самостоятельность, доброжелательность, аккуратность и инициативность.

Задачи развития:

Развивать зрительно-слуховое внимание и память;

Развивать просодику речи детей (темпо-ритмическую сторону);

- развивать умение делать выводы, умозаключения;

Развивать связную речь.

Задачи образования:

- закрепить знания о признаках осени;

- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о жизнедеятельности деревьев осенью;

Учить детей отвечать на вопросы распространенными предложениями;

Упражнять в подборе слов – признаков (относительных прилагательных);

Упражнять в согласовании существительных с числительными;

Расширять и активизировать словарь по теме;

Учить детей составлять описательный рассказ с использованием плана – схемы.

Время проведения: 25 минут

Конспект содержания опытно-исследовательской деятельности

Вводная часть: 2 минуты

Организационный момент:

В. Ребята, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А, что нас ещё согревает и делает наше настроение хорошим?

Д. Солнышко

В. Представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям.

(Дети стоят в кругу, подняв руки вверх, прикасаясь ладошками друг с другом)

Солнышко, солнышко

Мы – твои лучи

Хорошее настроение

Ты нам подари!

Ход занятия: 20 минут

Мотивационный момент:

В. Ребята, сегодня к нам из сказки пришёл Колобок, но почему-то он грустный. Что случилось Колобок?

Колобок (ребенок)

Я Колобок, колобок

У меня румяный бок.

Стало очень скучно мне

Остужаться на окне.

По тропинке покатился

И в лесу я очутился.

Встретил там сороку

Сороку – белобоку.

Говорит сорока мне:

Деревья осенью готовятся к зиме.

Что, да как не рассказала

Вслед хвостом лишь помахала

В. Ребята, как же нам помочьКолобку.

Д. Колобок, мы тебе расскажем, как деревья осенью готовятся к зиме.

В. А путь нам укажет Лесовичок.

Лесовичок (ребенок)

В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья нам, ребята, не найти.

Чтобы нам не заблудиться, к карте стоит обратиться.

В. Давайте, мы ее рассмотрим. Что вы видите на карте?

Д. Д/с, тропинка, пенек с корзинкой, деревья, полянка и снова д/с.

В. Запомнили дорогу? Отправляемся в путь.

(Дети подходят к пеньку с корзинкой, который находится возле магнитной доски).

По тропинке в лес пойдем

Пенек с корзинкой мы найдем

А корзинка не простая, а волшебная. Предлагает нам назвать приметы осени.

Задание № 1. «Назови приметы осени» (Приложение №1)

(Дети поочередно достают из корзинки сюжетные картинки и составляют простые предложения, прикрепляя картинки к магнитной доске.)

Солнце осенью светит, но не греет.

Осенью часто идут дожди.

Осенью дует сильный, холодный ветер.

Осенью листья желтеют, краснеют и опадают.

Осенью птицы улетают в теплые края.

Осенью звери делают запасы на зиму.

Осенью люди с полей и огородов убирают урожай.

Нас деревья в гости ждут.

(Дети переходят к следующему объекту плана-схемы – к столу с макетами деревьев и листьев).

Посмотрите, ребята, ветер сорвал с деревьев листья. Сколько листьев нападало! Подумаем и скажем, как называется это природное явление?

Д. Листопад

Задание № 2. «С какого дерева упал листок?»

В. Возьмем по одному листу, рассмотрим его и поочередно положим лист возле того дерева, с которого он упал. Скажем Колобку, откуда упал лист, и назовем какой он.

Лист упал с ивы. Это ивовый лист.

Д. Лист упал с дуба. Это дубовый лист.

Лист упал с клена. Это кленовый лист.

Лист упал с березы. Это березовый лист.

Лист упал с тополя. Это тополиный лист.

Лист упал с ясеня. Это ясеневый лист.

Лист упал с осины. Это осиновый лист.

В. Следующейостановкой у нас на карте обозначена полянка. Чтобы нам было интересно, Лесовичок приготовил для нас следующие задания. Давайте присядем и поиграем.

(Дети садятся за столы и выполняют задание по карточкам)

Задание № 3. «Назови сколько деревьев» (Приложение № 2)

Перед вами лежат карточки с изображением деревьев. Посчитайте их, обведите нужную цифру и назовите.

(По образцу воспитателя дети составляют предложение).

У меня четыре ивы.

Д. У меня два тополя.

У меня три клена.

У меня пять берез.

У меня четыре дуба.

У меня три ясеня.

У меня пять осин.

В. Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь давайте покажем Колобку, какие мы внимательные.

Задание № 4. «Четвертый лишний»

В. Посмотрите и назовите лишний предмет. Объясните свой выбор.

(Детям предлагается презентация в формате Power Point «Четвертый лишний»)

Слайд № 1 (Три желтых листа и один красный)

Д. Красный лист лишний потому, что он другого цвета.

Слайд № 2 (Три осенних листа и осенняя ветка)

Д. Лишняя осенняя ветка потому, что все остальные осенние листья.

Слайд № 3 (Три дерева с осенней листвой, одно дерево с летней листвой).

Д. Лишнее дерево с зеленой листвой потому, что все деревья с осенней листвой.

Слайд № 4 (Три лиственных дерева с зеленой листвой и одна ель).

Д. Лишняя ель потому, что это хвойное дерево.

В. Что нам карта говорит

Куда наш путь теперь лежит.

Д. Идем обратно в детский сад.

В. Чтобы весело идти поиграем мы в пути.

Физминутка «По тропинке мы идем»

По тропинке мы идем, (Ходьба друг за другом)

Листья сыплются дождем.

Красно – желтый листопад (Плавные движенья рук вверх, вниз)

Обсыпает всех ребят.

А по небу ходят тучи, (Руки вверх)

Не пробьется солнца лучик. (Сжимание и разжимание кистей рук)

Ветер дует с высоты, (Покачивание руками вверху)

Вянут травы и цветы. (Руки плавно опускаются вниз)

На пенечек мы присели, (Приседание)

Отдохнули, посвежели.

В детский сад теперь идем,

Заниматься будем в нем. (Ходьба друг за другом)

В. Вот мы и пришли в д/с. Давайте пригласим Колобка и Лесовичка в нашу лабораторию и вместе узнаем, почему летом листья зеленые, а осенью - разноцветные? Ксюша и Сережа приглашайте Лесовичка сесть за красный стол, а Вероника и Арсений Колобка за зеленый стол. Готовы проводить опыты?

Д. Да

(Дети садятся за столы и вместе с воспитателем делают опыты)

Задание № 5. Опыт «Почему лист зеленый? »

Инструкция. Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком постучите сильно по листочку сквозь ткань.

(Для этого опыта взять сочные листья комнатных растений).

В. Что вы видите?

Д. На ткани появились зеленые пятна.

В. Это зеленое вещество называется хлорофилл, который окрашивает лист в зеленый цвет.

В. Когда наступает осень, становится холоднее, редко светит солнце, зеленое вещество начинает разрушаться, пока не пропадает совсем. Листья принимают другую окраску. Давайте проверим это на следующем опыте.

Задание № 6. Опыт «Почему листья меняют окраску»

В. Возьмем макет листа дерева, окрашенный в зеленый цвет, и потрем его палочкой. Что мы видим?

(Воспитатель заранее готовит макет листа дерева из картона, окрашенный в красный (желтый, оранжевый цвет), натертый парафиновой свечой, затем закрашенный зеленой гуашью)

Д. Листья стали красными, желтыми, оранжевыми.

В. Кроме хлорофилла листья содержат и другие вещества, в виде желтого, красного, оранжевого цвета. Летом их не видно, а осенью когда хлорофилл разрушается, они появляются. Давайте вспомним и расскажем Колобку и Лесовичку, что еще мы знаем о лиственных деревьях?

Задание № 7. «Почему листья опадают с дерева» (Приложение № 3)

В. Кто из друзей Лесовичка хочет начать рассказывать?

(Рассказ детей с использованием мнемотаблицы)

1 ребенок

Д. У дерева есть корни, ствол, ветки и листья.

Через корни дерево получает питательные вещества и воду из земли.

Вода поднимается по стволу к веткам и листьям.

В. Кто из друзей Колобка продолжит рассказывать?

2 ребенок

Осенью дерево меньше получает питательных веществ из земли.

Листья изменяют свою окраску и опадают.

Зимой деревья стоят голые потому, что земля замерзает.

В. Колобок и Лесовичоквам понравилось, как ребята рассказывали?

Колобок и Лесовичок. Теперь мы будем знать, как деревья готовятся к зиме.

Рефлексия: А сейчас давайте пройдем, встанем в круг и поделимся своими впечатлениями. Ребята, что больше всего понравилось выполнять во время прогулки по лесу и в нашей лаборатории. Какое задание для вас было трудным?

Литература:

    Волочкова В.Н. Развитие речи М., 2008 г.

    Коноваленко В.В. Развитие связной речи М., 2001 г.

    Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет, Волгоград: Учитель, 2011 г.

    Сластья Л.Н. Формирование связной речи М., 2001 г.

    Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие. «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.

    Шадрина Л.Г. Развиваем связную речь М., 2012 г.

Приложение № 1







Приложение № 2



5 4 3

1 2 3

4 3 1




Валентина Нефёдова
«Как деревья готовятся к Зиме» (экологическая тропа осенней экскурсии)

Цели и задачи : формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу; углублять знания детей о живой и неживой природе, их взаимодействия между собой и с окружающей средой; воспитывать любовь к природе, замечать красоту, формировать правильное представление, чувство ответственности, бережное отношение ко всему живому.

Предварительная работа :

Заучивание стихов, п. /игра «Дети и медведи» , приготовление письма с загадками о птицах, разучивание пословиц о лесе.

Чтение рассказов о лесе, рассматривание картин и лесе, животных, птицах.

Активизация словаря : лес, деревья , птицы, обитатели леса, меняет шубку, принакрылся кожухом, роща, краса.

Материал : конверт с загадками о птицах.

Ход экскурсии

Воспитатель :

– Дети, сегодня мы с вами остановимся на станции «Зеленый друг» . А кто же нас будет встречать на станции? (Деревья , кустарники, травянистые растения.)

– Кто знает, что такое экология ?

– Наука экология изучает наш дом-планету Земля, на которой мы с вами живем, и то, как надо жить в этом доме.

– Как вы считаете, могут ли растения, животные, воздух, вода существовать отдельно друг от друга и от солнца? (Все в нашем доме взаимосвязанно, все зависят друг от друга : если погаснет Солнце, все замерзнет и покроется мраком : если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить : если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку)

Леса – это легкие планеты, которые производят кислород. По-другому лес еще называют лесной фабрикой. (Висит плакат)

Много леса – НЕ ГУБИ,

Мало леса – БЕРЕГИ.

Нет леса – ПОСАДИ!

Воспитатель : Ребята отгадайте загадку :

Весной веселит,

Летом молодит,

Осенью питает ,

Зимой согревает. Что это?

Дети : ЛЕС

Воспитатель :

Послушайте стихотворения о лесе :

Здравствуй лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвой

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь - мы свои…

Воспитатель :- А без чего не может быть леса?

Дети : Без деревьев

Воспитатель : Возле моего дома растет три дерева , это лес?

Дети : Нет нужно много деревьев

Воспитатель : На лесосеке много спиленных деревьев

Дети : В лесу должно быть много живых деревьев

Воспитатель : Растут деревья где ?

Дети : На земле

Воспитатель : А сколько вы можете образовать слов от слова лес?

Дети : Лес-лесок-лесочек-лесной-лесоруб-лесовоз :

участок леса – лесничество;

лесной сторож – лесник;

начальник лесного хозяйства – лесничий.

Лес - это много деревьев , растущих на земле.

Послушайте пословицы о лесе. - Растение - земли украшение. - Рощи да леса - всему свету краса. - По лесу ходи - под ноги гляди. - Лес и вода - брат и сестра.

Воспитатель : Приглашаю всех на лесную полянку поиграть в игру “Лесовод” “Лесоводом я родился,

Не на шутку рассердился,

Все деревья надоели , кроме одного … оно могучее, …”

Воспитатель :

– Ребята, а как вы думаете, готовится ли к зиме живая природа ?

Дети : ДА

Воспитатель : Все живое потихоньку, готовится к встрече холодов . Медведи и барсуки, например, запасают к зиме побольше жира . А в теле у обыкновенных черных муравьев, древесных жуков, гусениц и других насекомых осенью появляется особое морозостойкое вещество.

Деревьям тоже приходится выдерживать жестокие морозы. Как они справляются с этим? Деревья не могут , как белки и куропатки, сбиваться для тепла в кучу, не могут, как глухари, зарываться в снег, чтобы спастись от мороза. Но и они заранее и по-своему готовятся к зиме .

Воспитатель : Ребята посмотрите, что происходит на улице?

Дети : Листопад

Воспитатель : Только листья разметешь,

Только станет чисто,

Вновь летят, как желтый дождь,

Листья, листья, листья.

Правильно, листопад начался. Посмотрите, как по-разному падают листья : один – медленно кружась, а другой сразу ложится на землю. Когда мы ходим по листьям, слышно, как они шуршат. Ребята, почему падают листья?

Дети : Пришла осень .

Воспитатель : Правильно, осень наступила , стало холодно. Дует ветер, он срывает листья с деревьев , и они медленно падают на землю – это листопад

Листопад, листопад,

Утопает в листьях сад,

Всюду листья шелестят.

физкультминутка :

Ветер дует нам в лицо. (Руками машем в лицо.)

Закачалось деревцо . (Руки подняли вверх. Выполняем покачивание вправо-влево.)

Ветер тише, тише, тише. (Приседание, руки вперед.)

Деревцо все выше , выше, выше. (Плавно поднимаясь, руки вверх, встать на носочки.)

Воспитатель : Ребята, а нам с вами голубь принес письмо в конверте. Посмотрим что в нем?

Дети : Да

Раскрываем письмо.

Воспитатель :

Да здесь какие-то загадки. Помогите мне их разгадать.

Кто так громко все стрекочет,

Рассказать нам что-то хочет?

(Сорока)

Угадай. Какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает :

«Тень, тень!

Как хорош осенний день

(Синица)

Грудка ярче, чем заря

(У снегиря)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах.

А зовут ее… (Ворона) 5

Кто присел на толстый сук

И стучит : «Тук-тук, тук-тук!» ?

(Дятел) Воспитатель :

Молодцы, все отгадали. Ребята это нам осень сюрпризы приготовила .

Понравилось вам в осеннем лесу ?

Дети : Да

Воспитатель : Теперь дети, пора возвращаться с лесной полянки в

детский сад. Но прежде чем мы с вами уйдём мы повторим правила поведения в лесу.

Повторение правил поведения человека в лесу.

– Знаете ли вы правила экологически правильного поведения человека в лесу?

1. Оберегай растения и животных. Особенно занесенных в Красную книгу.

2. Не жги осенью траву , так как от нее может загореться лес.

3. Не руби и не ломай деревья и кустарники . Банки и бутылки вместе с другим мусором унеси с собой из леса и выбрось в специально оборудованные для этого места или закопай.

5. Жги костры только в специально оборудованных местах : костер должен быть удален от деревьев , место костра очищено от травы и обложено камнями или землей : для костра использовать сухой валежник или специально запасенные дрова : перед уходом костер залей водой и засыпь землей.

6. Не разоряй гнезда и муравейники.

7. Не вырывай с корнем и не обламывай ягодные кусты.

8. Устрой домики и кормушки для птиц и других животных.

9. Не шуми и не тревожь обитателей леса.

– Среди нас много есть нарушителей, но надо постараться соблюдать правила поведения человека в парке, лесу и делать замечания тем, кто нарушает эти правила.