Строительство городов из глиняных. Самые древние небоскрёбы в мире: глиняный город Шибам

Засушливые земли Йемена чередуются с речными долинами, вдоль которых выстроены города и деревни. Эти долины рек называются «вади». Вади-Хадрамаут и Вади-Даван – две такие речные долины, расположенные в восточной и центральной частях Йемена.

Особенность городов и деревень вдоль этих речных долин – их уникальная архитектура зданий. Это многоэтажные дома с деревянными полами и стенами из глиняных кирпичей.

Все здания плотно «упакованы» друг к другу. Они в основном построены на плато и огромных скалах. Всякий раз, когда идет дождь или случаются наводнения, здания «ослабевают» и требуют постоянного ремонта.

Город Шибам называют «Манхэттен пустыни» из-за его небоскребов, которые необычно смотрятся на окружающем их плато.

Город обнесен земляным валом-стеной, а его строения называют «самыми старыми небоскребами в мире», поскольку они считаются одним из лучших примеров городского планирования с эффективным использованием пространства путем вертикального строительства. В 1982 году Шибам получил статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Шибам, самый известный город в долине Вади-Хадрамаут, насчитывает 7 тысяч человек населения и 500 глинобитных зданий от 5 до 11 этажей.

На нижних этажах зданий обычно хранится зерно. Помещения на втором этаже используются мужчинами для общения, верхние этажи отведены женщинам, а также предназначены для семейного пользования, а иногда даже оборудованы мостиками для перехода в другие здания – в основном для удобства пожилых людей.

Город был основан в 3 веке н.э. Хотя большинство зданий того времени были разрушены во время наводнений в 16 веке, некоторые их них все еще стоят.

Например, Пятничная мечеть была построена в 904 году. Из-за дождей и эрозии здания перестраивались по несколько раз на протяжении столетий, а для защиты их покрывали герметиками. Шибам – это автономный город с учебными заведениями, коммерческими и административными зданиями и семью мечетями. Ему даже приходилось неоднократно выполнять функции столицы региона Хадрамаут, причем вплоть до 1940 года, пока в соседнем городе Сайвун не был построен крупный аэропорт, и весь бизнес переместился туда.

Вади-Даван, приток Вади-Хадрамаут, тоже может похвастаться красивой архитектурой.

В долине Вади-Даван есть несколько живописных поселений: Аль-Машад, Аль-Хаджара, Аль-Хурайба и Хайлла. В Аль-Машаде находится гробница Хасана ибн Хасана 15 века, и это местный центр паломничества, хотя сама деревня населена мало. В архитектуре долины Вади-Даван помимо глиняного кирпича-сырца применялся и цемент, что делало строения крепче и выносливее.




Народный мастер Беларуси Дмитрий Викторович ПОЛЕЩУК объездил множество городов и весей со своим «фестивальным» гончарным станком — очень мобильным благодаря разборности основных деталей из дерева. Глиняные изделия гончара порадовали очень многих своей красотой и функциональностью.

У нас давно стала аксиомой пословица, что не боги горшки обжигают, значит, и сам гончарный станок вполне реально сделать своими руками.

Гончарный круг


Он состоит из станины со столом (который служит одновременно и лавкой), оси, маховика, рабочего диска. Размеры составляющих произвольные, но их непременно нужно подгонять под свой рост. Главное — рабочий диск должен находиться на уровне поясницы (когда находитесь в положении сидя) и при этом не очень высоко, чтобы руки не уставали.



Маховик сбиваем из толстых досок, которые затем складываем в два слоя (фото 1) . Ось квадратного сечения сужаем кверху (фото 2) , на уровне рабочего стола делаем круглое сечение. Вверху и внизу - металлические штыри (фото 3) .



В столе выпиливаем часть, которая при работе держится на штифтах (фото 4) и служит для удерживания оси. Важно: не забыть сделать для оси полукруглые отверстия в столе и отрезанной части. Ось с маховиком ставим на втулку в станине (фото 5) и зажимаем вверху так, чтобы могла вращаться. Для надежности отрезную деталь приматываем к столу веревкой. Далее на металлический штырь надеваем рабочий диск (фото 6) .

Можно устраиваться на лавку и приступать к «ваянию», покручивая «педали», то есть, маховик, который желательно утяжелить булыжником!



Гончарное дело


Для работы лучше брать очищенную от примесей (вакуумированную) глину.




Чтобы колобок (фото 7) не сбежал от вас на начальном этапе, с некоторой силой бросаем его в центр диска — это установка и центровка комка. Обжимаем руками (фото 8) .

Для лучшего скольжения набрызгиваем глинистую воду и превращаем колобок в заглаженный купол (фото 9) . Большими пальцами давим на глину сверху, а ладонями — с боков. При этом дополнительно проминается масса и уходят совсем не нужные пузырьки воздуха.

В намеченный центр купола при вращении диска продавливаем большой палец, намечая дно.



Затем поднимаем цилиндр на высоту будущего изделия (фото 10, 11) . Помним про необходимывать смазывать водой изнутри, но без раскисания глины. Пальцами левой руки продавливаем внутреннюю полость, правой — удерживаем форму при вращении.

Мы пришли к желаемой высоте, а далее следует формование горшка в несколько этапов. Изнутри слегка выдавливаем округлые бока, придерживая их снаружи. С помощью четырехугольного деревянного ножа, называемого «шиналь» (фото 12) , «выращиваем» горлышко сосуда (фото 13) .

Готовое изделие отделяем от диска тонкой веревкой или проволокой (фото 14) .

Сушим его 2-3 дня, а затем обжигаем в гончарной печи (на сегодняшний день эту услугу предоставляют некоторые художественные мастерские, учебные заведения и т.п. — прим. ред.).



Если «становление» сосуда состоялось, значит, и вы можете состояться как специалист по гончарному ремеслу, считает Дмитрий Полещук. Осталось научиться делать крышечки к сосудам и освоить более сложные формы мастерства Глина должна быть пластической, способной принимать любую форму и сохранять ее после выжигания. Я применяю два вида глины: материковая и карьерную. При смешивании в пропорции 1:2 они образуют нужную однородную массу, которая обладает свойствами крепкого черепьянка и вогнетривкисть.

Материковая глину добывают в колодцах диаметром 1 -1, 5 метра. Штольню обплитають лозняком, чтобы избежать обсыпанию почвы. Копать приходится глубоко. Глина первоначального месторождения обычно залегает на глубине 10-15 метров.

Материковая глина образуется там, где породы промилися водой. Поэтому она чистейшая, без примесей, белого или почти белого цвета, огнеупорная. Именно такой слой глины (толщиной от 1 метра и более) на глубине 12 метров залегает в шахты моего деда. Довгорична разработка ее привела к тому, что от колодца на много десятков метров горизонтально простяглися вризнобич рукава самодельных шахт.

Наилучшая для гончарного производства часовьярська глина (Донецкая область).

Карьерную глину можно найти в Яруга, по склонам берегов рек. Это так называемая осадочных глина. Она не такая чистая, с различными добавками, которые придают ей разной окраски, менее огнеупорная. Главное, обратите внимание на пластичность глины, т.е. ее способность менять форму без разрывов и трещин. Она бывает масляные (или пластической) и песню (или малопластичною). Масляные - плохо розмочуеться, медленно высыхает, образует брелока липкую массу. Постная глина, наоборот, легко розмочуеться, быстро высыхает, образует не очень брелока пищанисту массу.

Исходя из собственного опыта, скажу: как только выкопанную глина малопригодны для работы. Она и недостаточно пластичная, часто имеет различные примеси (мелкие камешки), которые приводят к разрушению изделий, так как расширяются во время обжига, тогда как сама глина сжимается. О том, как выбирать из глины хлам, расскажу ниже. Полевой шпат, кварц, известь (они пойдут на изготовление поливы) также не могут быть сразу использованы: их надо очистить от примесей, подрибниты, просеять и промыть. Это трудоемкая, однообразное работа, но она необходима, чтобы потом было меньше брака. Сама глинистая масса тоже должна быть однородной, иначе во время выжигания части ее неодинаково реагировать на температуру. А от этого нередко образуются искривления, трещины и разрывы. Вот почему первоначальная сырье нуждается доведення.Глину надо замочить на ночь в специальной яме или ванне. Это глиняные смеси до дна проштрикуеться палкой, чтобы образованные отверстия наполнились водой. А утром начинаем готовить глину к работе.

Выбираем из ванны замочену глину на дощаний помост. Если помосте нет, то его можно заменить простеленою на доливци рядниною. Берем столько глины, сколько нужно для работы. Складываем ее в конусовидные большую кучу. Затем деревянной Довбня постепенно разбивает конус. Когда глина розповзеться ишар ее составит примерно 5-10 сантиметров, операцию следует повторить, т.е. составить вновь такую же массу, как была раньше. Разбивает ее на слой, который уже должен быть немножко толще, чем предыдущий (т.е. 10-15 сантиметров). Такое битья глины длится до тех пор, пока вся глина зибьеться и перед вами предстанет опять тот самый височенький конус.

Чтобы глина НЕ налипала на Довбня, ее надо зишкрибаты цикла. Но наиболее эффективно Довбня чаще смачивать. А чтобы глина НЕ приставала к помоста, дед мой притрушував его пеплом, которого достаточно было в горне. (Фото - ручной способ выбора лишок)



У глины, которую мы только что сбили, не исключено, что траплятимуться щепки, листья, корешки, черви, камни известняка. Чтобы масса была пригодной к работе, надо как можно тщательнее отделить от нее этот хлам.

Для этого служит стругач. Им надо перестругаты всю кучу глины на мелкие стружечкы, выбирая при этом примеси. Затем перестругану и отобранную глину скочуемо в большой пуль и увлажняет его. Необходимое для работы количество отбираем, чтобы приступить к изгнанию из глиняной массы пузырьков воздуха, а остальные глины покроет мокрыми рядными или тряпья, относим в прохладный уголок мастерской или кладем в ванну. (Фото-виганяння пузырьков воздуха способом качання)



Виганяеться воздуха, которое будет потом мешать работать на гончарной круге, двумя способами - качанням и выбивания. Маленькие глиняные куски (такие же, как у хозяйки, которая готовит тесто для вареников), викачуються на круге. При этом из глиняной массы выходит воздух и она становится сплошной.

Поясню способ выбивания. Если глины нужно немного больше, чем для изготовления одного небольшого изделия, то ее удобно перебить на столе. Для этого берут кусок глиняного теста и с высоты вытянутой над головой руки с силой бросают его на верстаки. Затем его формируют в буханку и розризують струной или латунных проволокой на две части.

После этого верхний кусок кладут на стол срезанных стороной вверх, а пидризаний нижний, не перевертаючы, с силой бросают на прежний верхней. Вновь делают срез под прямым углом к столу, один из кусков также бросают срезом вверх, а на него второй - тоже срезанных стороной вверх. Так вот повторяется операция примерно двадцать раз.

Этот раздел хочу закончить рассказом о том, как готовится глина высшего сорта, именно та глина, идущая на высококачественные гончарные изделия.

Мой дед принесенную глину розкладав на земле грядками и в таком виде оставлял на год или несколько лет (чем дольше, тем лучше). Этот естественный способ обработки в гончаров называется литуванням. Для изделий высшего качества пролитовану глину подвергают еще муки-вание, гноинню и переминанню.

Чтобы видборошнуваты глину, ее розбовтують в большом кадуби с водой, дают отстояться, чтобы осели грубые, тяжелые примеси. Сливки с глиной, переганяють в другую кадки и снова дают отстояться. Потом в третью и четвертую. В последнем резервуаре частицы глины самые легкие, мелкие и чистые, им дают осесть, воду выпускают, и на донышко остается тончайшие, чистейшая глина высшего сорта, ее кладут в погреб, где она в течение нескольких недель гноиться: покрывается темными пятнами, издает неприятный запах. После гноиння глина становится пластической и однородной, пригодной для самых тонких работ. Поскольку верхние слои высыхают быстрее, то перед использованием глину переминають на специальной скамье. Существует довольно разнообразная технология подготовки глины. Пока мы учимся, глину можно заложить на литування. А для первых работ вполне пригодна однородная масса, которую можно получить, замочившы и смешав материков и карьерные глины, розимьявшы несколько раз ручной глиномьялкою.



Существует давний способ выбивания из глиняных шариков пузырьков воздуха. Глину, перемьяту на ручном глиномьялци, скочують в шаре и струной розризують на нужные грудки для работы. Отдельное комок берут в левую руку. Ладонью правой руки хлопают ее, выбивая воздух. А левой непрерывно покручують шарик, удерживая ее в висячего положении. Работа эта утомительной, и поэтому комок надо отрезать такую, чтобы ее было легко поднимать. Но величина ее зависит и от того, для которого гончарного изделия она предназначается. Для обучения и пока руки не окрепли, я советую приготовить шарики (грудки) весом около 500-600 граммов. (Из книги В. Рисцова «При гончарного круге»)



В конце прошлого года в Москве прошла выставка английского керамиста Дж.Поуэлла. Вазы, кувшины, бра, торшеры, люстры, семейные гербы поражали знатоков изысканностью, красотой, высоким художественным вкусом и тонким знанием материала. Особо отмечали необычную технику. Как удалось узнать, Поуэлл работает не на специальном станке, а пользуется рельефными материалами, к примеру, марлей, веревочной мелкой сеткой, а то и грубой мешковиной. Поэтому предлагаем с ней познакомиться.

Начнем с глины. Найти ее можно прямо на дачном участке или в ближайшем карьере.

Возьмите кусок глины объемом 0,5 л. Добавьте в нее немного воды и размешивайте до тех пор, пока она не вберет в себя всю влагу, и не начнет прилипать к рукам. Приготовив крутое тесто, скатайте из него шарик диаметром 50 мм и лепешку диаметром 100 мм. Затем просушите в тени два-три дня. Если на шарике или лепешке за это время появятся трещины, значит, глина слишком жирная и требует добавления мелкого речного песка. А трещин нет, и шарик, брошенный с высоты 1 м на твердую поверхность, не рассыпается, — глина нормальная. Тощая глина при высыхании не растрескивается, изделие из нее не обретет надлежащей прочности; в такую глину необходимо подмешать более жирную. Добавляют песок или глину в несколько приемов, каждый раз проверяя качество полученной массы.

Далее работа с глиняным сырьем ведется так, как это делает сам Поуэлл. Возьмите лист толстой фанеры или пластика с размерами 500 х 375 мм. Накройте его куском ткани размером 950 х 620 мм.


Положите на него две деревянные рейки длиной 350 мм и сечением 10x10 мм, как показано на рисунке 1. Между ними уложите кусок глины и деревянной скалкой раскатайте его в блин толщиной 10 мм (рис. 2). Заметим сразу, что в результате этой операции нижняя поверхность глиняного блина приобретет фактуру ткани. Далее острым ножом аккуратно вырежьте заготовку, как показано на рисунке 3. Обрезки скатайте в комок и уберите в эмалированную кастрюлю или полиэтиленовый пакет, чтобы меньше подсыхала. Возьмите ткань с заготовкой за углы (рис. 4), свяжите их узлами и подвесьте на рамке (рис. 5). В таком положении глиняная заготовка приобретет вогнутую форму. Подержите ее два-три дня, чтобы глина немного подсохла и затвердела. Вынув заготовку, острым ножом подрежьте края, как показано на рисунке 6. Остается установить ее на ножки. Заранее приготовьте из глиняного теста три опоры конической формы. На сопрягаемые поверхности острием ножа нанесите глубокие риски, смочите их водой и плотно детали прижмите друг к другу (рис. 7 и 8).

Изделия более сложной формы легко сделать на четырехстенной деревянной коробке без крышки (рис. 9) и такой же коробке, но с крышкой (рис. 11), в которой предусмотрены прорези разного вида (рис. 12). Дальнейшие шаги, необходимые для получения заготовок, нетрудно понять, глядя на остальные рисунки.

Не все, возможно, получится с первой попытки. Но вот у вас несколько изделий, которые вас устраивают своим дизайном, красотой исполнения. Что дальше?

Обжиг — сложный процесс, который придаст изделию необходимую прочность. Проводят его в три этапа: прогрев, собственно обжиг и постепенное, регулируемое охлаждение. На первом этапе процесс можно осуществить в обычной кухонной плите при 250° С. При этом глиняные кристаллы разрушаются и вся масса переходит в аморфное состояние. При более высокой температуре (процесс ведут в муфельной печи при 850° С) происходит спекание массы с образованием прочного черепка.

После обжига изделия охлаждают. Процесс этот весьма длительный и ответственный. Только что обожженное изделие не терпит резкой смены температуры и доступа холодного воздуха. Допустим это, и мгновенно образуются трещины. Температуру следует снижать медленно, в зависимости от толщины стенок изделия и качества исходного сырья. Поэтому режим охлаждения определяется опытным путем. Но обычно керамисты снижают температуру из расчета 50° за час. После обжига изделие приобретает ярко-красный цвет. Этот цвет можно считать конечным. Но лучше, как считает Поуэлл, с внешней или внутренней стороны изделие окрасить в другой цвет, например, черный, синий или белый. Проще окраску производить яркими нитроэмалями.


Краски для печати изготавливают в краскотёрных вальцах. Изначально пропуском сквозь вальцы краску сначала размешивают руками с растворителем при помощи шпателя, а для получения однородной смеси два раза пропускают через вальцы.
Краска, применяемая для росписи способом печати, при необходимой вязкости обязана отлично сниматься с железной доски или вала и прекрасно переходить с бумаги на раскрашиваемые изделия, не расплываясь на них. В то же время она не обязана не очень бысро сохнуть и давать четкий и качественный контур.

Для подглазурной печати применяются краски примерно следующего состава (в %):
Глицерин 19
Патока 23
Краска сухая 58

Для надглазурной печати:
Олифа 42,35
Краска сухая 57,65

При росписи керамических изделий способом печати мастер-гравер по заданному рисунку вырезает на металлическом барабане или доске точную копию рисунка. Глубина выреза линий рисунка на барабане или доске зависит от интесивности краски в соответствующих местах на оригинале. Рисунок на металле вырезается с помощью специальног резца (гравштифеля).

На доску наносят краску при помощи деревянных шпателей, на барабанах -при помощи специальных приспособлений. Излишек краски снимают.
На доску с нанесенной на нее краской накладывается специальная тонкая слабоувлажненная бумага, на которую сверху накладывается слой бумаги типа газетной толщиной 5-6 мм, а сверху - кирзовая прокладка, после чего доску пропускают между вальцами или ставят под пресс.

Бумагу с опущенным на ней оттиском рисунка опускают в воду в которой она находится до размягчения.

После насыщения бумаги водой рисунок вместе с бумагой накладывают накладывают на сухое изделие и протирают войлочным валиком, краска хорошо сцепляется с поверхностью изделия, а бумага легко отделяется от рисунка. Для обогащения рисунка нанесенного способом печати, производят дополнительную раскраску красками или золотом.

В отличии от трафаретной печати, тампонная печать начала интенсивно развиваться только с появлением возможности делать печатное клише из высококачественного силиконового каучука. Тампонная печать - способ передачи изображения с печатной формы (клише) на запечатываемую твердую поверхность с использованием упруго-эластичного тампона.

Технология тампонной печати основана на перенесении краски с помощью клише через эластичный силиконовый тампон, повторяющий кривизну поверхности. Благодаря свойственной силикону малому коэффициенту смачиваемости тампон «отталкивает» многие жидкости, включая краску, и при соприкосновении тампона с другими объектами легко отдаёт краску на эти объекты.

Тампонная печать позволяет наносить изображение практически на любой вид твердой поверхности (гладкие, рефленные не впитывающие краску материалы) - пластик, стекло, дерево, металл. Обычно методом тампонной печати наносятся логотипы или изображения на мелкую сувенирную продукцию: ручки, зажигалки, брелоки, часы, калькуляторы, кружки, пепельницы, ключницы, открывалки, пластиковые подставки или подобные изделия из пластика, из кожи и полиэтилена, а так же на бутылочных пробках, крышках банок, одноразовой посуде, парфюмерной упаковке, различных канцелярских принадлежностях (карандаши механические, линейки, ножи, визитницы и многое другое), аудио- и видеокассетах, компакт-дисках, корпусах приборов, парфюмерной упаковке.

Тампонная печать позволяет печатать несколькими цветами в том числе и по CMYK, однако, также как и в шелкографии весьма проблематичным является совмещение цветов.Размер изображения ограничен величиной тампона и клише. При нанесении изображения на изделия из металла, стекла и керамики для придания дополнительной устойчивости используются двух- и трехкомпонентные краски, а также дополнительная термообработка

Плюсы: идентичность всех изделий в тираже, возможность использования Pantone, низкая себестоимость оттиска при больших тиражах, печать по криволинейным поверхностям

Минусы: предпечатный процесс - клише, приладка; как правило небольшой размер запечатываемой области; высокая себестоимость при малых тиражах

Поверхности для нанесения: стекло, пластик, керамика, дерево, металл.
Страниц: 64

Серия или Выпуск: Уроки керамики
Потрясающе иллюстрированная книжка являет собой поэтапный курс школы ручной лепки.
Безумно хорошие фото а также подробные комменты к ним дают возможность определить пригодность глины для лепки, учат, как эффективно ее заготовить а также обработать, дают способность перейти шаг за шагом все стадии подготовки глиняного теста, дабы приступить к формовке всевозможных изделий: ваз, скульптур а также абстрактных форм.
Книжка предназначена как для специалистов так и для обширного круга любителей керамики.

Йеменский город Шибам кажется островком упорядоченности посреди вольной фантазии природы. Он стоит на дне глубокого каньона с изрезанными эрозией бортами, а долина, лежащая между ними, носит имя Вади Хадрамаут. «Вади» — это специальное арабское слово, обозначающее долину, созданную некогда водными потоками, или русло реки, которая, в зависимости от сезона, то течет, то пересыхает. Символом упорядоченности город Шибам (точнее его центральную историческую часть) делает невысокая стена, образующая правильный четырехугольник. То, что находится внутри стены, журналисты обычно называют «аравийским Манхэттеном». Разумеется, в этой беднейшей части арабского мира вы не найдете ничего похожего на Эмпайр-стейт-билдинг или башни почившего ВТЦ, однако сходство с самым знаменитым в мире скоплением небоскребов Шибаму придает планировка — он весь состоит из близко стоящих друг к другу зданий, высота которых намного превышает ширину идущих между ними улиц. Да, местные здания уступают нью-йоркским гигантам — их высота не больше 30 м, зато наиболее старые из них были построены еще до открытия Америки. Но самое удивительное заключается в том, что вся эта многоэтажная экзотика сработана из необожженой глины на основе доиндустриальных технологий.

На плане, подготовленном в рамках германо-йеменского проекта развития города, показано расположение строений в окруженной стеной центральной части Шибама (более новые районы города расположены вне стены). Здания, помеченные разными цветами, были частично разрушены, но отреставрированы в рамках проекта. Среди объектов, подлежавших восстановлению, были не только многоэтажные жилые дома, но и общественные здания, мечети и другие памятники. Самые старые здания уверенно датируются XVI веком, но, возможно, среди них есть сооружения на два века старше. За прошедшие столетия дома регулярно перестраивались.

Наверх от бедуинов

В сезон дождей Вади Хадрамаут частично затапливается, покрывая окрестности Шибама аллювиальными глинами. Вот он, подручный строительный материал местных зодчих, которым они пользуются тысячи лет. Но вот вопрос — зачем в просторной долине потребовалось так сильно «ужиматься» и еще полтысячелетия назад решать инженерные проблемы многоэтажного строительства? Причины здесь как минимум две. Во‑первых, старинный Шибам стоит на небольшом по площади возвышении — по одним данным, оно имеет естественное происхождение, по другим — образовалось из останков древнего города. А возвышение- это защита от наводнений. Вторая причина в том, что высотные здания имели фортификационный смысл. Века назад эта часть Южной Аравии, которую античные географы знали как Arabia Felix («Счастливая Аравия»), была процветающим регионом мира. Здесь пролегал торговый путь, соединявший Индию с Европой и Передней Азией. Караваны везли пряности и особо ценный товар — ладан.


Богатство от обильного транзита стало основой возвышения Шибама, временами он становился столицей королевства: в нем жили монархи, знатные вельможи и купцы. А где-то в окрестностях бродили воинственные кочевые племена бедуинов, которые, манимые блеском Шибама, устраивали на город грабительские набеги. Поэтому местные жители решили, что компактную территорию защищать легче, а прятаться от бедуинов лучше где-нибудь повыше, куда не заедешь на верблюде. Так здания Шибама стали расти вверх.

Козы, овцы, люди

Надо, конечно же, понимать, что, как бы ни были издали похожи семи-одиннадцатиэтажные здания Шибама на «башни» наших жилых кварталов, они представляют собой нечто совсем иное, чем многоквартирные дома. Целое здание предназначается одной семье. Первые два этажа нежилые. Здесь за глухими стенами расположены разнообразные кладовки для съестных припасов и устроены стойла для скота — в основном овец и коз. Так и было задумано изначально: в преддверии бедуинского набега пасущийся скот загоняли внутрь городских стен и прятали в домах. На третьем и четвертом этажах размещаются жилые комнаты для мужчин. Следующие два этажа — «женская половина». Кроме жилых комнат тут устроены кухни, помещения для мытья и туалеты. Шестой и седьмой этажи отдавали детям и молодым парам, если семья расширялась. На самом верху устраивали прогулочные террасы — они компенсировали узость улиц и отсутствие дворов. Интересно, что между некоторыми соседними зданиями были сделаны переходы с крыши на крышу в виде мостиков с бортами. По ним во время набега можно было легко перемещаться по городу, не спускаясь вниз, и наблюдать за действиями врага с высоты птичьего полета.

Оригинально и дешево

Пока одни борются за сохранение глиняных «небоскребов» многовековой давности, другие пытаются убедить современников в том, что строения из глиняных смесей или даже просто земли — это практично и экологично. В отличие от бетонов и других современных строительных материалов, стройматериалы, буквально выкопанные на месте, не требуют больших затрат энергии, при сносе или разрушении здания — растворяются без следа в природе, лучше поддерживают микроклимат в здании. Сейчас постройки из высушенного на солнце глинистого грунта с добавками (в русском языке используется термин «саман», в английском — «adobe») получили широкое распространение в Западной Европе и США. Один из оригинальных методов использования необработанного грунта в строительстве получил название Superadobe. Суть его в том, что стены, арки, и даже купола возводятся из пластиковых мешков, наполненных обычной землей, а для скрепления применяют колючую проволоку.

Аккумуляторы прохлады

«Небоскребы» Шибама выстроены из необожженного кирпича, производимого по самой примитивной технологии. Глину смешивали с водой, в нее добавляли солому, а затем всю эту массу заливали в открытую деревянную форму. Затем готовые изделия несколько дней сохли на жарком солнце. Стены клали в один кирпич, вот только ширина этих кирпичей разная — для нижних этажей кирпичи шире, а значит, стены толще, для верхних- уже. В результате в вертикальном сечении каждая из шибамских многоэтажек имеет форму трапеции. Стены штукатурили той же глиной, а поверх — для водостойкости — наносили два слоя извести. В качестве перекрытий и дополнительных опор для них применяли брус из местных пород твердой древесины. Внутренние интерьеры дают однозначно понять, что, несмотря на многоэтажность, перед нами традиционное восточное жилище. В оконные проемы вставлены резные рамы — без стекол, разумеется. Стены грубо оштукатурены и не выровнены. Двери между помещениями — деревянные, резные, дверные проемы перекрывают не полностью, оставляя пространство сверху и снизу. Даже в самую невыносимую йеменскую жару глиняные стены сохраняют внутри помещений прохладу.


Самое большое глиняное здание в мире — Великая мечеть Дженне в западноафриканском государстве Мали. Это не очень древнее сооружение — ему всего сто лет. Выступающие из стен деревянные детали служат как для украшения, так и в качестве лесов при проведении ремонтных работ.

Вдохнуть жизнь в глину

Сегодня на «аравийском Манхэттене» около 400 таких многоэтажных зданий (есть также дворцы и мечети), и в них живет по разным оценкам от 3500 до 7000 человек. В 1982 году ЮНЕСКО объявила Шибам (его часть, окруженную стеной) объектом всемирноисторического наследия. И сразу остро встал вопрос о сохранности глиняного города. Многоэтажки Шибама простояли столетия лишь потому, что город жил активной жизнью и регулярно ремонтировался. Даже в жарком климате Йемена сооружения из необожженной глины требуют постоянного ухода, иначе они рассыплются в пыль, что уже и произошло с некоторыми зданиями. Но с определенного момента люди стали покидать глиняный город в поисках жилищ, которые легче и дешевле содержать. Часть домов пришла в запустение.


Глина, песок, вода, навоз, солома, солнце — вот и все, что нужно для строительства жилья на века. Таос-Пуэбло — саманная деревня с домами в несколько этажей, возведена в местечке Таос (штат Нью-Мексико) между 1000 и 1450 годами нашей эры. Строили ее, конечно же, коренные жители Америки. Даже в наши дни в Таос-Пуэбло есть население — около 150 человек.

В 1984 году ЮНЕСКО забила тревогу и выделила средства на изучение возможностей восстановления города. Поскольку речь шла не об отдельном сооружении или памятнике, а о целом городе, был сделан вывод о том, что единственный способ спасти Шибам- это убедить людей продолжать жить и работать среди древних глиняных стен. В 2000 году был дан старт Проекту развития города Шибам, которым занимается правительство Йемена в сотрудничестве с немецким агентством помощи бедным странам GTZ. Йемен входит в список наименее развитых государств мира, и жизнь в Шибаме при всей его живописности — это чудовищная бедность, отсутствие работы и элементарной современной инфраструктуры. Чтобы сделать город более привлекательным для жизни, в рамках проекта осуществлялась прокладка электросети, канализации, налаживалась уборка улиц, создавались курсы обучения ремеслам, в том числе и для женщин. Что касается самих глиняных домов, то для тех из них, которые нуждались в косметическом ремонте, силами местных жителей проводились работы по замазыванию трещин (все той же старой доброй глиной) — местные «промышленные альпинисты», вооружившись ведрами с раствором, спускались на тросах с крыш и латали стены.


Здания, находящиеся в наиболее плачевном состоянии, укрепляли деревянными сваями, которые подпирают нижние этажи, помогая им выдержать давление верхних. На представляющие опасность вертикальные трещины ставили деревянные скрепы. Наиболее сложной оказалась ситуация со зданиями, которые успели уже полностью или частично разрушиться. Одна из проблем состояла в том, чтобы точно восстановить количество этажей. Дело в том, что этажность зависела не только от личных пристрастий хозяина, но и от высоты основания, и от расположения соседних домов. Прогулочные дворики на крышах соседних зданий не должны были находиться на одном уровне — для соблюдения своего рода «прайвеси». Стоит также заметить, что наибольшие субсидии на ремонт в рамках проекта приходилось выплачивать хозяевам тех домов, у которых были разрушены верхние этажи. Они их восстанавливать не хотели. Вопреки заветам предков, современные жители Шибама не очень рвутся жить «на верхотуре» и предпочли бы дома этажа в два-три.




1. Страна двух рек. Долина реки Евфрат. Современный пейзаж. Фото Она лежит между двумя большими реками Евфратом и Тигром. Отсюда и ее название Двуречье или Междуречье. Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы. Государства возникли здесь приблизительно в то же время, что и в долине Нила, более пяти тысяч лет назад.


2. Города из глиняных кирпичей. Зиккурат и шумерский город. Реконструкция Многие поселения древних земледельцев, вырастая, превращались в города центры небольших государств. Города обычно стояли на берегу реки или возле канала. Жители плавали между ними на суденышках, сплетенных из гибких веток и обтянутых кожей. Из многочисленных городов самыми крупными были Ур и Урук.


2. Города из глиняных кирпичей. Зиккурат Ура. Современный вид В Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, жилые дома все здесь сооружали из больших глиняных кирпичей. Дерево было дорого деревянные двери имелись лишь в богатых домах, в бедных вход закрывали циновкой. Топлива в Двуречье было мало, и кирпичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Необожженный кирпич легко крошится, поэтому оборонительную городскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.


3. Башни от земли до неба. Шамаш Над приземистыми городскими постройками возвышалась ступенчатая башня, уступы которой поднимались к небу. Так выглядел храм бога покровителя города. В одном городе это был, например, бог Солнца Шамаш, в другом бог Луны Син. Все почитали бога воды Эа ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей. Син ЭаИштар


3. Башни от земли до неба. Фигурка шумерского жреца. Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни в святилище. Те, кто оставались у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами. На этих башнях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов: Солнца и Луны. Они составляли календарь, вычисляя сроки лунных затмений. По звездам предсказывали людям судьбу. Ученые-жрецы занимались и математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием древних жителей Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов.


4. Письмена на глиняных табличках. Глиняная табличка с клинописью. 3-е тыс. до н.э. Раскапывая древние города Двуречья, археологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавлены на табличке из мягкой глины концом специально заостренной палочки. Для придания твердости исписанные таблички обычно обжигались в печи. Клинообразные значки это особое письмо Двуречья, клинопись.


4. Письмена на глиняных табличках. Превращение рисунков в клинописные знаки. Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово, например: звезда, нога, плуг. Но многие знаки, выражающие короткие односложные слова, употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов. Например, слово «гора» звучало как «кур» и значок «гора» выражал также слог «кур» как в наших ребусах.


4. Письмена на глиняных табличках. В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать в Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки продолжались ежедневно с восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, труды ученых звездочетов и законы царей. Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали «отцом школы», ученики же считались «сыновьями школы». А один из работников школы назывался буквально так: «человек с палкой» он следил за дисциплиной.