Эр 1250 технические характеристики. Курсовая электроснабжение дома

Роторный экскаватор - самоходная выемочно-погрузочная машина непрерывного действия на гусеничном или шагающе-рельсовом (преимущественно мощные ЭР) ходовом оборудовании с выдвижной или невыдвижной стрелой, предназначенная для ведения вскрышных или добычных работ верхним (в основном) и нижним черпанием, для разработки выемок (каналов), удаления породы в отвал или погрузки горной массы на транспортное средство непрерывного или реже цикличного действия на породах и углях малой и средней крепости (без предварительного рыхления взрывом до категории IV включительно, а более крепких - после взрыва на встряхивание уступа) при температурах (если специально не оговорено) -40...+35 °С.

Промышленное производство карьерных роторных экскаваторов в СССР было начато в конце 50-х гг. XX в. и в настоящее время осуществляется в России ОАО «Крастяжмаш» (табл. 3.7.9).

На Украине роторные экскаваторы выпускают Донецкий машиностроительный завод и НКМЗ.

За рубежом наиболее крупными производителями роторных экскаваторов являются фирмы ФРГ Krupp Industrietechnik и Orenstein-Koppel.

Выпуск зарубежной продукции осуществляется в соответствии с типоразмерными рядами, включающими в себя широкую номенклатуру машин со следующими максимальными параметрами: теоретической часовой производительностью 20 000 м3/ч и суточной 240 000 м3, расчетным коэффициентом сопротивления копанию до 2,1 МПа, диаметром ротора 22 м, вместимостью ковша до 6,34 м3, длиной роторной стрелы 70 м, установленной мощностью силового оборудования 15 000 кВт и массой 13 500 т (вместе с погрузочным устройством).

Маркировка роторного экскаватора на примере ЭРШРД-5000.40/3: начальные буквы в обозначении марки экскаватора показывают: тип экскаватора (ЭР - экскаватор роторный); тип ходового устройства (ШР - шагающе-рельсовое; Г - гусеничное); назначение (Д - добычной или П - с повышенным коэффициентом удельной силы копания на режущей кромке ковша). Далее приводится производительность экскаватора, м3/ч, по рыхлой массе при номинальном расчетном удельном коэффициенте сопротивления копанию KF и, наконец, после точки через косую линию записывается отношение высоты к глубине копания, м. Если экскаватор имеет центробежный ротор, то в его маркировку обычно вводится индекс Ц, если он содержит выдвижную стрелу, то через дефис вписывается величина выдвижения, м.

На горных предприятиях нашей страны используют роторные экскаваторы, изготовленные в Германии и Чехии (табл. 3.7.10).

В последние годы начинают широко применять роторные экскаваторы с укороченными (малыми) линейными параметрами. Их мобильность и зачастую наличие автономного привода (дизеля) позволяют успешно эксплуатировать эти экскаваторы на строительных и земляных работах большой протяженности, а также при механизации погрузки сыпучих и мелкокусковатых материалов, на открытых горных работах при разработке уступов небольшой (до 15 м) мощности.

Роторные экскаваторы малых линейных параметров имеют сходную между собой компоновку. Среди характерных особенностей следует отметить: нижнее расположение противовеса (под машинным отделением поворотной платформы); наличие гидроцилиндров подъема роторной стрелы и, как следствие этого, отсутствие надстройки, предназначенной для поддержания стрелы; соосное расположение роторной стрелы и разгрузочной консоли; неуравновешенную разгрузочную консоль; ограниченную поворотность верхнего строения относительно гусеничной ходовой части, а также большей частью комбинированный привод механизмов (электрогидравли-ческий и дизель-гидравлический).

Благодаря малым линейным параметрам эти экскаваторы отличаются высокой жесткостью системы ротор-стрела-подвеска-платформа и могут развивать высокие удельные коэффициенты сопротивления копанию (KF > > 2 МПа), что расширяет область их применения на крепких породах и углях.

Роторный экскаватор ЭРГВ-630.9/0,5Ц (рис. 3.7.2) с центробежным ротором предназначен для добычи крепких полезных ископаемых с удельным коэффициентом сопротивления копанию KFдо 2,1 МПа, теоретической производительностью по рыхлой массе 690 м3/ч. При снижении KF до 1 МПа теоретическая производительность может быть повышена до 1300 м3/ч.

Центробежный рабочий орган с инерционной разгрузкой обеспечивает фракции экскавируемой массы с куском < 250 мм, эффективную селективную выемку пластов сложного строения при пологом и слабонаклонном их залегании.

Экскаватор имеет модификацию ЭР-630.10.5/1,0, предусматривающую применение рабочего оборудования с гравитационным ротором для ведения добычных или вскрышных работ с теоретической производительностью в рыхлой массе 1100м3/ч при удельном коэффициенте сопротивления копанию KF = 0,45 МПа и 630 м3/ч при KF = = 0,9 МПа. Диапазон температуры окружающего воздуха при работе +35... -20 °С. В обоих вариантах у экскаватора есть компоновочная схема, характерная для экскаватора с малыми линейными параметрами.

Экскаваторы ЭРП-1600 и ЭР-1250.17/1,5 (ЭР-1250.16/1,5Д; ЭР-1250.17/10Ц) заменили модели ЭРГ-350/1000, ЭРГ-400.17/1,5.

Роторный экскаватор ЭРП-1600 предназначен для добычи крепких нелипких полезных ископаемых с KF < 1,8 МПа. Используют его для селективной разработки пластов сложного строения горизонтального и наклонного залегания с погрузкой экскавируемой массы на все основные виды транспорта (железнодорожный, автомобильный и конвейерный). Выходной размер куска до 300 мм.

Аналогичные конструктивные схемы имеют экскаватор ЭРП-1600 и его модификация с центробежным ротором ЭРП-1600Ц. Последняя модель имеет стрелу 30,4 против 21,1 м (ЭРП-1600) и ротор диаметром 4 м, вместимость ковша соответственно 4 м/190 л и 7,2 м/420 л. Расчетная производительность обеих моделей при удельном коэффициенте сопротивления копанию KF = 1,37 МПа около 1650 м3/ч.

Базовая модель роторного экскаватора ЭР-1250.17/1,5 предназначена для ведения вскрышных работ по породам средней крепости с погрузкой горной массы на конвейерный транспорт (забойный конвейер, перегружатели, отва-лообразователь). Он может использоваться на угольных разрезах при добыче некрепких углей.

Модификацию экскаватора ЭР-1250.16/ 1,5Д применяют для добычи нелипких полезных ископаемых с К/.<4 МПа с погрузкой в железнодорожные транспортные сосуды, а также на автомобильный или конвейерный транспорт. Теоретическая производительность экскаватора при KF = 1,4 МПа не превышает 1000 м3/ч (при кратковременном режиме), а при номинальном KF= 1 МПа она равна 1700 м3/ч.

Экскаваторы ЭР-1250 и ЭРП-1250 максимально унифицированы, имеют повернутые в плане бескамерное роторное колесо и его привод, что позволяет им одинаково эффективно работать вертикальной стружкой в обе стороны от продольной оси. У отвальной и роторной стрел общая ось вращения и индивидуальные приводы, что обеспечивает независимое положение стрел при работе.

Экскаватор ЭРП-2500 предназначен для производства вскрышных (по породам с KF > > 8 МПа при расчетной производительности Q > 2500 м3/ч) и добычных (по углям и другим полезным ископаемым с KF> 1,4 МПа при Q > 500 м3/ч ис^>2 МПа при Q > 1750 м3/ч) работ. Экскаватор ЭРП-2500 используют в комплексе с погрузочно-дозировочной машиной ПДМ-2500; комплексы снабжены кабель-передвижчиками для кабеля на напряжение 6 кВ.

Экскаватор ЭРГ-1600.40/10-31 являлся единственной в СССР моделью с выдвижной стрелой. Его производительность составляет 2700...4500 м3/ч при работе в грунтах категорий IV и III, максимальная высота и глубина черпания соответственно 40 и 10 м при радиусе черпания 33...66 м. В 1970 г. он был заменен более мощными моделями типа ЭРШР-5000 и ЭРШРД-5000.40/3 на шагающе-рельсовом ходу. Экскаваторы предназначены для проведения круглогодичных соответственно вскрышных и добычных работ.

Поворотная часть экскаватора ЭРШРД-5000 состоит из: прямоугольной ферменной стрелы ротора, на оголовке которой установлен дисковый бескамерный ротор, имеющий 16 ковшей косого резания; пространственной балочной надстройки; поворотной платформы с тремя механизмами поворота, работающими на один зубчатый венец; консоли противовеса, на которой размещены грузоподъемные средства, лебедка механизма подъема стрелы ротора и помещения с электро- и вспомогательным оборудованием.

В нижней раме экскаватора находятся электрооборудование, механизм поворота, гидросистема, а на выносных консолях - гидродомкраты плунжерного типа с раздельными цилиндрами для подъема машин и лыж. Управление всеми движениями экскаватора осуществляют из кабины машиниста, расположенной справа у головной части стрелы и перемещающейся в вертикальной плоскости по направляющим, а также из кабины хода, размещенной на нижней раме машины. Разгрузочной консолью управляют из кабины бункера погрузочного устройства.

Питание напряжением 10 кВ к экскаваторному кабельному барабану поступает по гибкому кабелю от карьерной высоковольтной сети через распределительное устройство.

Экскаватор ЭР111РД-5250 имеет дробилку, установленную в ссыпке центральной части экскаватора и обеспечивающую выпуск дробленой массы с куском стандартного размера.

Вскрышная модификация ЭРП-5250В отличается от базовой наличием устройств, уменьшающих налипание породы на цепные днища ковшей, на барабанные питатели в местах перегрузок и на самоочищающиеся течки в центральной части машины. Экскаватор содержит перегрузочный мост, опирающийся одним концом на экскаватор, а другим на самоходную опорную тележку.
Технические характеристики современных универсальных вскрышных и добычных мощных роторных экскаваторов на шагающе-рельсовом ходу приведены в табл. 3.7.11.


В рамках курсов ого проекта был произведён расчет электроснабжен ия ремонтно-механического цеха. При расчёте электроснабжен ия цеха были рассчитаны электрические нагрузки для всёх электроприёмников методом упорядоченных диаграмм. Согласно расчёту электрических нагрузок была составлена обоснованная схема электроснабжен ия. / Состав: 2 листа чертежи + расчет excel + ПЗ.

В дипломном проекте приведена разработка горного предприятия на основе горно-геологических характеристик реального объекта. Также в дипломе оговариваются рационализаторские разработки применяемые на практике. Дипломный проект касается таких горных машин как шагающие экскаваторы ЭШ-20.90, ЭШ-40.100, мехлопаты ЭКГ-5У, роторные ЭР-1250

Введение.

Дипломный проект написан по горно-геологическим и горно-техническим условиям разреза «Мугунский», который ведёт горные работы по добыче угля на Мугунском буроугольном месторождении. Горно-геологические условия участка №2 разреза Мугунский благоприятны для применения бестранспортной системы разработки с использованием на вскрыше мощных шагающих экскаваторов. Горно-геологические условия разреза благоприятны для бестранспортной системы разработки: коэффициент вскрыши 2,5…4,7 м3т. Основная вскрыша отрабатывается селективно, верхняя часть вскрышного уступа укладывается в заотвальное пространство, а нижняя часть укладывается с опережением по ходу в предотвал.
Характеристика углей позволяет применять их для непосредственного сжигания в котлах ТЭЦ и котельных без предварительного обогащения. Уголь относятся к углям средней крепости, что позволяет применять выемочно-погрузочное оборудование без предварительного рыхления взрыванием. На добычных работах возможно применение экскаваторов ЭКГ-4У, ЭКГ-5У, для погрузки угля в ЖД вагоны. Глубина угольных разработок позволяет применять железнодорожный транспорт на откатке полезного ископаемого. что позволяет исключить дополнительные расходы по перегрузке.
Исходя из условий залегания пластов и рельефа поверхности, вскрытие рабочих пластов поля разреза спроектировано проходкой разрезных траншей по породе по каждом у пласту и выездных траншей на флангах эксплуатационных блоков. Месторасположение разрезных траншей принято на выходах угольных пластов под наносы по границе технически годных углей. Проходка разрезных и выездных траншей на участках осуществляется по бестранспортной системе шагающими экскаваторами-драглайнами.
Учитывая характер рельефа и местоположение внутренних отвалов, вскрытие породных горизонтов осуществляется фланговыми выездными траншеями с оставлением транспортных берм по западной и восточной границам участков. Объемы по нарезке транспортных горизонтов учтены календарным планом выемки угля и вскрыши, и выполняются за счет производственной деятельности разреза.
Ширина разрезной траншеи принята 60 м из условия нормального перехода от строительного периода к эксплуатации и из условия размещения вскрышных пород первой эксплуатационной заходки и свободной полосы между отвалом и угольным уступом для устройства водоотливной канавки и прокладки ж.д. путей. Ширина разрезной траншеи по верху определяется графически и составляет 65-147 м.

Заключение.

В данном дипломном проекте рассмотрена эффективность применения бурстанков 3СБШ-200-60 и СБШ-250 МНА-32, экскаваторов ЭШ-20.90 и ЭШ-11.70 и экскаваторов ЭКГ-5У и ЭР-1250 ОЦ. При первоначальном сравнении вариантов ЭШ-11.70 имеет превосходство в том, что их можно рассредоточить по карьерному полу для большей оперативности проведения горных работ. Их можно использовать в разных направлениях, как вскрышных так и рекультивационных работах. Их выгодно использовать при больших перегонах, что часто используется в технологических условиях разреза "Мугунский".
По результатам расчетов в курсов ом проекте экономически более выгодно использовать экскаваторы ЭШ-20.90. Это обусловлено несколькими факторами:
- высокой заводской ценой экскаваторов ЭШ-11.70;
- более удаленная доставка частей экскаватора на монтаж;
- высокие эксплуатационные расходы.
Вывод: на разрезе "Мугунский" наиболее оптимально применение более мощных экскаваторов ЭШ-20.90. При массовом применении экскаваторов ЭШ-20.90 возможно применение по комплексным и более эффективным схемам вскрышных работ.
В современных условиях нельзя не учитывать ремонтопригодность и надежность горной машины. Экскаваторы ЭШ-20.90 показали себя с хорошей стороны, эти машины надежны маневренны, экономичны и их рабочие параметры подходят для большинства крупных карьеров и разрезов.
Разработанный в проекте специальный вопрос по проточке коллектора генератора ГП-2,5 позволяет существенно повысить качество ремонта, исключить затраты на перевозку генератора до ремонтного предприятия. Устройство подходит для ремонта генераторов большинства шагающих экскаваторов (ЭШ-20.90, ЭШ-40,85, ЭШ-25.100, ЭШ-40.100). Для Мугунского разреза экскаваторы с этими генераторами составляют абсолютное большинство.
Рассчитанные в курсов ой работе эксплуатационные затраты по 3-м экскаваторам ЭКГ-5У выше чем эксплуатационные затраты по экскаватору ЭР-1250, но исходя из горно-геологических условий Мугунского разреза эффективность применения роторного экскаватора снижается по нескольким причинам.
Применение экскаватора ЭР-1250 по классической схеме разработки, когда тупик постелен в отработанном пространстве невозможно. Из-за этого возникла необходимость в схеме погрузки угля применять еще экскаватор ЭКГ-5У, на прорезке пласта угля у рабочего борта. Производительность одного экскаватора ЭКГ-5У существенно отличается от производительности экскаватора ЭР-1250 ОЦ, поэтому роторный экскаватор простаивает.
Заводская цена на экскаватор ЭР-1250 ОЦ относительно высока, так как это экскаватор импортного производства, а точнее произведен в Украине (Донецк). Затраты на эксплуатацию, также имеют прочную тенденцию к росту (таможенные сборы, налоги и т.д.). Применение 3-х экскаваторов ЭКГ-5У дает преимущество в мобильности горных работ. 3 экскаватора позволяют рассредоточиться по карьерному полю в зависимости от конкретных горно-геологических условий, а также организовать погрузку в нескольких участках траншеи.
В специальной части разработано простое, но эффективное устройство по исключению выпадения засова днища ковша экскаватора ЭКГ-5У. Это устройство позволяет избежать неплановых простоев порожняка, что имеет высокие штрафные санкции от ЖД.
Применение более мощных горных машин влечет за собой повышение производительности разреза и, как правило повышение объемов добычи угля, а отсюда вытекает снижение цены на уголь и снижение потребления. Поэтому к изготовителям горной техники нужно предъявлять требования по изготовлению экскаваторов с такими рабочими параметрами, которые наиболее целесообразно применять в конкретных горно-технических условиях. То есть применять горную технику с промежуточными параметрами изготовленную на заказ. Отрадно сказать, что сейчас появляются первые предпосылки такой работы. В частности завод "Рудгормаш" изготовил буровой станок согласно технических требований механиков Мугунского разреза, что позволило использовать станок более эффективно и с меньшими эксплуатационными затратами.

]

Дата добавления: 09.12.2009

Экскаватор роторный ЭР-1/1,5

Экскаватор роторный относится к типу карьерных полноповоротных машин и предназначен для ведения вскрышных и добычных работ на открытых разработках полезных ископаемых. Обеспечивает погрузку извлеченной горной массы на транспортирующие машины непрерывного действия (забойный конвейер, перегружатель, отвалообразователь), в железнодорожный или автомобильный транспорт. Экскаватор приспособлен для круглогодичных работ в интервале температур от - 40 до+35°С. Исполнение машин с роторной стрелой постоянной длины (невыдвижной) обеспечивает высокую жесткость и надежность конструкции при минимальных весовых показателях. Исполнение верхнего строения машины с центральной перегрузкой (при общей оси вращения для поворотной платформы машины и разгрузочной стрелы) упрощает схему машины, сводит к минимуму число ленточных конвейеров. Имеются только два конвейера приемный и разгрузочный, что облегчает обслуживание рабочего процесса транспортировки. В кабинах машинистов установлены аппаратура управления и связи. Для производства текущего ремонта на машине имеются мастерские. Экскаватор оборудован необходимым количеством грузоподъемных средств, позволяющих проводить ремонтные работы в процессе эксплуатации: барабанной лебедкой, консольным поворотным краном с электроталью. Электрооборудование размещено в помещениях, расположенных на консоли противовеса и поворотной платформе. Токосъемные устройства герметизированы и надежно работают в условиях большой запыленности. Все электрооборудование и кабели допускают эксплуатацию экскаваторов в диапазоне температур от -40 до +35°С.

Технические характеристики

Экскаватор роторный ЭР-1250 17/1,5 (вскрышной вариант исполнения):

1) Производительность по разрыхленной горной массе теоретическая, м3/ч:

Максимальная

Расчетная при заданном удельном усилии копания:

2) Производительность по массе транспортируемого материала расчетная, т/ч

3) Удельное усилие копания при максимальной теоретической производительности, Н/см2

4) Высота копания, м

5) Глубина компания, м

6) Ширина заходки при заданной высоте копания максимальная, м

7) Радиус максимальный, м

Копания

Выгрузки

8) Высота выгрузки, м

9) Мощность привода ротора, кВт

10) Диаметр ротора, м

11) Число ковшей, шт.

12) Число режущих элементов, шт.

13) Расчётный объём ковша, л

14) Число ссыпок, I/мин

15) Максимальная скорость поворота верхнего строения на максимальном радиусе, м/мин

16) Максимальная скорость подъёма (опускания) стрелы ротора по оси ротора, м/мин

17) Кабелеёмкость барабана, м

18) Ширина ленты конвейера, м

19) Скорость ленты конвейера, м/с:

Стрелы ротора

Отвальная консоль

20) Скорость передвижения, м/ч

21) Допустимый уклон рабочей площадки, град:

При работе

При передвижении

22) Среднее удельное давление на грунт, МПа

23) Присоединительная мощность высоковольтного электрооборудования, кВА

24) Габаритные размеры, мм:

Год назад, 16 декабря, я приехал в Воскресенск. Целью моего визита был музей завода Цемгигант. По своей наивности я ничего выдающегося от этого визита не ожидал: завод известный, на виду. Казалось, что в общем-то все о нем и так уже известно.

Так было до того момента, пока я не переступил порог заводского музея.

После того визита я написал небольшой очерк: Узкоколейка Цемгиганта . Он посвящен истории железной дороги, которая соединяла Цемгигант с карьером.

Но еще тогда, сидя в музее, я обратил внимание на то многообразие экскаваторов, которые работали в карьерах завода в разное время на протяжении его истории. И уже тогда у меня родилась мысль попробовать сделать что-то типа путеводителя по этим уникальным машинам.

Перед вами результат этой работы. Многое из написанного внизу - предположения, сделанные в ходе некоторой изыскательной работы. Я изучал фотографии, искал подобные машины в Интернете, сопоставлял даты их производства с датами работы на карьерах Цемгиганта, сравнивал технические характеристики.

Это было довольно увлекательно - проходить путь от фразы "Рустон “патефончик”, с ковшом 0,57м3 " в каком-нибудь заводском отчете до довольно точного понимания, какую модель экскаватора имел в виду человек, который это написал.

Вероятность того, что я ошибся в определении моделей экскаваторов, конечно же есть. И я буду признателен за любые комментарии и поправки к этому материалу.

Итак, стальные богатыри Гиганта.

Паровой экскаватор МIIIП-1,5

Первыми экскаваторами, которые работали в карьере Цемгиганта, были МIIIП-1,5.

МIIIП-1,5 был разработан Всесоюзной проектно-технической конторой экскаваторостроения (ВТКЭ), созданной в1930-м году постановлением постановлением Совета Труда и Обороны СССР о меры по подготовке производства экскаваторов. В 1932-м году Воткинский машиностроительный завод по чертежам ВТКЭ начал серийное производство этих машин.

Экскаватор был оснащен тремя паровыми двигателями. Главный отвечал за передвижение самой машины (она была на гусеничном ходу) и работу лебедок. Поворотный и напорный - за работу ковша.

Емкость ковша составляла 1,5м3.

Электрические экскаваторы Ruston

В апреле 1938-го года в карьере появился первый электрический экскаватор Рустон с ковшом емкостью 1,34м3. Машина очень хорошо себя показала как с точки зрения производительности, так и с точки зрения надежности. Поэтому в 39-м году завод приобрел еще два электрических Рустона: первый  - с ковшом 1,34 м3 и второй  -  “патефончик”, с ковшом 0,57м3.

Фотографий этих машин на заводе не сохранилось, поэтому достоверно восстановить, какие именно это были экскаваторы, сложно. Но можно сделать предположения.

Речь скорее всего идет о машинах Ruston-Bucyrus . Исходя из объема ковша, года приобретения экскаваторов и того, что они были электрическими, можно предположить, что первая машина - это скорее всего Ruston-Bucyrus 43-B. А вторая - Ruston-Bucyrus 21-B. Изображений этих машин найти в Интернете, к сожалению, не удалось. Но есть две фотографии экскаваторов, не соответствующих ни одной из моделей, упоминаемых в исторических материалах завода. Поэтому можно предположить, что это Ruston-Bucyrus 43-B (фото из заводской газеты 1960-го года):

А "патефончик" Ruston-Bucyrus 21-B - это предположительно вот он (фото из заводской газеты 1949-го года):

Список моделей экскаваторов Ruston-Bucyrus с указанием годов выпуска и объема ковша доступен .

Demag

В первой половине 1941-го года в карьере завода был смонтирован экскаватор Demag. Никакого описания машины или ее характеристик нет. Поэтому даже примерно предположить ее модель не представляется возможным.

Menck Mc2

В 1946-м году в карьере были введены в строй два электрических экскаватора немецкой компании Menck. Первый из них - Menck Mc2 (на заводе его называли малый Менк). Машина имела ковш объемом 2м3. Высота экскаватора составляла 4,5м, длина - 4,3м, ширина трака - 830мм.

Menck Md

Второй Менк, приобретенный Цемгигантом, был покрупнее - Menck Md. Высота экскаватора составляла примерно 6,5м, длина - около 5м, щирина трака - 970мм, емкость ковша - 2,7м3.

Более детальная спецификация экскаватора представлена .

Menck VI

В материалах, которые я нашел в музее, упоминались только эти два Менка - Mc2 и Md. Однако на следующей фотографии, слева, на уступе, стоит другой Менк - Menck VI.

Menck VI производился в начале 30-ых годов (в отличие от Mc2 и Md, которые примерно на 10 лет моложе). В какое время он пришел на завод - не известно. Скорее всего как и его младшие братья - в первые послевоенные годы.

Экскаваторы СЭ-3, ЭКГ-4, 4.6, 5, 4У

В 1948-м году в рамках программы переоснащения производства на карьер поступил первый экскаватор СЭ-3 производства Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ) - электрический экскаватор-лопата с ковшом объемом 3м3.

Производство этих машин было начато УЗТМ в 1947-м году. Экскаваторы СЭ-3 сыграли неоценимую роль в послевоенном восстановлении производства и выполнении планов первых пятилеток: мало какая масштабная стройка или разработка полезных ископаемых обходилась без этих машин.

Широкое распространение эти экскаваторы получили благодаря удачной конструкции, автором которой является Борис Иванович Сатовский - один из основателей советской школы горного экскаваторостроения, главный конструктор горнорудного и доменного машиностроения Уралмашзавода, создатель первого в СССР шагающего экскаватора, разработчик самого большого в СССР шагающего экскаватора.

Экскаватор был создан со значительным запасом прочности, поэтому на его базе стали выпускать экскаватор ЭКГ-4 почти без дополнительных изменений в конструкции, но с базовым ковшом увеличенной вместимости - до 4 м³. Первые ЭКГ-4 поступили в карьер завода в 1958-м году.

Результатом дальнейшей модернизации СЭ-3 стали ЭКГ-4,6 и ЭКГ-5, которые стали основными забойными лопатами на Цемгиганте.

Модель ЭКГ-5 стала прообразом для другой базовой серии экскаваторов - ЭКГ-8и. Одна из модификаций этой модели, получившая обозначение ЭКГ-4У, также работала в карьере Цемгиганта.

Шагающие экскаваторы ЭШ4/40 и ЭШ10/70

ЭШ4/40 поступил на завод в 1957-м году и стал первым шагающим экскаватором Цемгиганта.

Машина имела ковш объкмом 4м3, стрелу длиной 40м и кривошипно-шарнирный шагающий ход.

Выпуск ЭШ4/40 осуществлялся Новокраматорским машиностроительным заводом (НКМЗ) в 50-ых годах.

Когда был пущен в работу Афанасьевский карьер, в нем на вскрышной работе ипользовались драглайны ЭШ10/70 - высокопроизводительные машины с ковшом емкостью 10м3 и стрелой 70м. Экскаваторы этого типа выпускались НКМЗ с 1971-го по 1988г.

Роторный экскаватор ЭР-1250

ЭР-1250 предназначен для ведения вскрышных и добычных работ на открытых разработках полезных ископаемых. Он обеспечивает погрузку экскаваторной горной массы на транспортирующие машины непрерывного действия (забойный конвейер, перегружатель, отвалообразователь), в ж/д и автотранспорт.

Производительность машины - 1250м3 в час. Да и по размерам она далеко не малыш: высота - 22,5 метра, длина - почти 50.

В Афанасьевском карьере роторный экскаватор использовался с конвейером на вскрышных работах. К сожалению, мне не известны годы работы этого экскаватора на заводе, но с учетом того, что его производство ПО Донецкгормаш начал в 1979-м, а в 2000-ых его на карьере уже не было, можно предположить, что эта машина работала на Цемгиганте в 80-ых - начале 90-ых годов.